ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА КНИГА

ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА КНИГА

    *неканоническая книга ВЗ, входящая в число *Учительных книг. Принадлежит к циклу *«Соломоновых писаний». Написана стихами на греч. языке. Содержит 19 глав.

    Авторство, время и место написания. Хотя заглавие книги приписывает ее Соломону, очень рано была признана условность этой *атрибуции. Так, во 2 в. составитель *Мураториева канона считал, что Прем была написана «в честь Соломона», а блж.*ИЕРОНИМ отмечал в стиле книги черты, «свойственные греческому красноречию». *КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, *ТЕРТУЛЛИАН и свт.Киприан Карфагенский принимали авторство Соломона; но против него свидетельствует не только язык Прем (она могла быть и переводом); автор, несомненно, знаком с греч. философией, в частн., с популярным эпикурейством (2:1–9). Он исповедует неизвестную во дни Соломона веру в блаженство праведников после смерти (см. ст. Посмертное бытие). Термин «познание» (см. ст. Знание) писатель употребляет не в библейском, а в античном его значении (7:17–21). Нек–рые экзегеты приписывали Прем *Филону Александрийскому, но очевидно, что книга менее пропитана эллинством,

    чем творчество александрийского богослова. По единодушному мнению совр. библеистов, Прем была написана в сер. 1 в. до н.э. одним из мудрецов александрийской *диаспоры. Имя Соломона поставлено им в заглавии, чтобы подчеркнуть свою связь с традицией *хокмических писаний, идущей от Соломоновых времен.

    Содержание и композиция. Книга представляет собой большую поэму, распадающуюся на 3 части: апологетическую (1—5), посвященную Премудрости Божьей (6—9) и говорящую о смысле свящ. истории (10—19).

    а) В 1–й части писатель выступает против «неправо умствующих», тех, кто отрицает Промысл и воздаяние. Они спешат насладиться благами жизни, ради чего готовы попрать справедливость и милосердие. «Случайно мы рождены и после будем как небывшие», — говорят они (2:2). Они смеются над праведником, к–рый страдает от их притеснений, ибо не верят в справедливость Божью. Возражая им, автор говорит о конечном торжестве тех, кто возлюбил Бога. Страдания были для них лишь горнилом испытания; «надежда их полна бессмертия» (3:4). Но почему существует в мире зло и смерть? Отвечая на этот вопрос, автор Прем пишет:

    Бог создал человека для нетления

    и соделал его образом вечного бытия Своего;

    Но завистью диавола вошла в мир смерть,

    и испытывают ее принадлежащие к уделу его.

    (2:23–24)

    Для праведного, для любящего Бога смерти нет. Он пройдет через ее врата к вечной радости и свету. Напротив, надежда нечестивого «исчезает, как прах, уносимый ветром».

    б) 2–я часть есть гимн во славу Божественной Премудрости. Как отмечал *ТУРАЕВ, в книге она почти ипостасируется. Она представлена высшим творческим Началом («художницею», 7:21). Она исходит от Самого Создателя.

    Она есть дыхание силы Божией

    и чистое излияние славы Вседержителя…

    Она есть отблеск вечного света

    и чистое зеркало действия Божия

    и образ благости Его.

    Она — одна, но может все,

    и, пребывая в самой себе, все обновляет,

    и, переходя из рода в род в святые души,

    приготовляет друзей Божиих и пророков.

    (7:25 сл.)

    Иными словами, Божественная Премудрость воплощает замыслы Творца в мироздании и одновременно открывает Его волю в людях. Эта воля непостижима для смертного (9:17), но через Премудрость она становится ведомой человечеству. 2–я часть Прем показывает, как ветхозав. мысль приближалась к Тринитарной тайне.

    в) 3–я часть обозревает историю спасительных деяний Господних. Вероятно, она написана в период преследования иудеев со стороны язычников. Автор утешает гонимых, напоминая о победоносной борьбе Моисея против фараона. Сам Господь охранял ветхозав. Церковь, проливая на нее свет в Египте, когда вся страна была залита мраком.

    Как показали мн. экзегеты (в т.ч. *ГЛУБОКОВСКИЙ), влияние Прем ощущается у ап.Павла. Она служила как бы мостом между богословием Ветхого и Нового Завета. Несмотря на почти классич. греч. язык книги, в целом она сохраняет дух и учение библ. традиции.

    Древнехрист. *богослужение не включало чтения Прем. Но в наст. время в Рус. Правосл. Церкви принято читать *ПАРЕМИИ из этой книги за Всенощным бдением ряда праздников.

     Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу, СПб., 1910, т.2; Книга Премудрости, «Символ», 1987, № 17; П о в а р н и н С., Александрийская религиозная философия, ЕЭ, т.7; *П о с п е х о в Д., О книге Премудрости Соломоновой, ТКДА, 1862, № 1, 10, 11, 1863, № 5; е г о ж е, Кн. Премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейскоалександрийской философии, К., 1873; Т ы ч и н и н П., Премудрости Соломона книга, ЕЭ, т.12; *Я к и м о в И., О происхождении кн. Премудрости Соломоновой, ХЧ, 1887, № 2; B e a u c a m p E., La sagesse et le destin des №lus, P., 1957 (англ. пер.: Man’s Destiny in the Book of Wisdom, Staten Island (N.Y.), 1970); *R a d G, v o n, Wisdom in Israel, L., 1972; W i n s t o n D., The Wisdom of Solomon, Garden City (N.Y.), 1979; проч. библиогр. см. в JBC, v.1; NCE, v.14; RFIB, t.1 и в ст.: ВТОРОГО ХРАМА ПЕРИОД; ДИАСПОРА; МУДРЕЦОВ ПИСАНИЯ; Учительные книги.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА КНИГА" в других словарях:

  • Книга Премудрости Соломона — Книга Премудрости Соломона  второканоническая книга Ветхого Завета, входящая в число так называемых Учительных книг. Датировка и авторство Предположительно, изначально книга была написана на греческом, хотя и в стилистике древнееврейской… …   Википедия

  • Книга Премудрости Соломона — Хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Жизнь наша… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Книга премудрости Иисуса — Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова  написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу …   Википедия

  • Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова  написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу[1] и относится к числу второканонических книг Ветхого Завета. Содержание 1 Название …   Википедия

  • Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова  написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу[1] и относится к числу второканонических книг Ветхого Завета. Содержание 1 Название …   Википедия

  • Книга Сираха — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова  написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу[1] и относится к числу второканонических книг Ветхого Завета. Содержание 1 Название …   Википедия

  • Книга Самуила — (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל‎, Сефер Шмуэль), восьмая книга еврейской канонической Библии (Танаха) и третья в её разделе так называемых ранних пророков. Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие… …   Википедия

  • Книга пророка Иезекииля — четырнадцатая часть Танаха, часть Библии, Ветхого (старого) Завета. Написана пророком Иезекиилем В Библии она находится под номером 26. Место написания: Вавилон Написание завершено: ок. 591 г. до н. э. Охваченное время: 613 ок. 591 г. до н. э.… …   Википедия

  • Книга пророка Малахии — (ивр. מַלְאָכִי‎, букв. Мой посланник ; в русской традиции Малахия) 26 я часть Танаха, 12 я (последняя) книга малых пророков Ветхого Завета, носящая имя пророка Малахии. Содержание 1 Автор книги 2 …   Википедия

  • Книга пророка Аввакума — 22 я часть Танаха, часть Ветхого Завета, написанная пророком Аввакумом (Хаваккуком) Библия …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»