АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

    свт. (334/40–397), один из зап. отцов Церкви, проповедник, гимнотворец, экзегет.

    Род. в знатной семье префекта Галлии, воспитан в христ. вере, хотя, по обычаю того времени, долго откладывал крещение. Следуя отцу, избрал политич. карьеру и был правителем Лигурии и Эмилии. В 374 был выдвинут по желанию народа на каф. Медиолана (Милана) и только после этого принял крещение. А. славился своим проповеднич. даром и административ. талантами. Активно боролся с зап. арианством и язычеством (по его настоянию из римской курии была удалена статуя богини Победы). Известен его открытый протест в связи с кровавым подавлением имп. Феодосием беспорядков в Фессалониках. А. был плодовитым писателем, выступал гл. обр. как учитель жизни и пастырь Церкви. Память его Правосл. Церковь празднует 7 декабря.

    Экзегетические творения: «ШЕСТОДНЕВ» («Exameron»), «О Рае» («De paradiso»), «О Каине и Авеле» («De Cain et Abel»), «Апология пророка Давида» («De apologia proph. David»), «О Товите» («De Tobia»), «Изложение ЕВАНГЕЛИЯ от Луки» («Expositio Evangelii sec. Lucam»), «Изложение псалма 68» («Expositio de psalmo LXVIII»), «О Ное» («De Noe et arca»), «Об Аврааме» («De Abraham»), «Об Исааке» («De Isaac vel anima») (содержит также толкование на Песнь Песней), «О Иакове и блаженной жизни» («De Jacob et vita beata»), «Об Иосифе патриархе» («De Joseph patriarcha») (Иосиф как прообраз Христа), «О патриархах» («De patriarchis»), «О суде над Иовом и Давидом» («De interpellatione Iob et David»), «Об Илии» («De Helia et ieiunio»), «О Навуфее израильтянине» («De Nabutha esraelita») (обличение богачей), «Толкования на 12 псалмов» («Explanatio super psalmos diodecim»). Ряд толкований находится в др. произведениях А. и его письмах. Большинство экзегетич. творений А. — запись его проповедей или катехизич. бесед. Поэтому в них ясно проступают назидательные, гомилетич. цели.

    «шестоднев» посвящен толкованию первых стихов Кн. Бытия. В нем А. применяет *аллегорич. метод толкования и усматривает в Быт 1:1 прикровенное указание на рождение Слова. Отвечая на вопрос, как мог существовать свет до создания Солнца, А. предполагает, что этот свет был рассеян в воздушном пространстве (I:9, 33–34). В описании живой природы А. следует свт. *Василию Великому и антич. натуралистам. Кн. «О Рае» обнаруживает большую зависимость от *Оригена. «Многие думают, — пишет он, — что рай есть душа человека, в которой взошли ростки добродетели. Человек, поставленный в рай трудиться в раю и охранять его, есть разум человеческий, сила которого, по–видимому, просвещает душу». Ева, согласно предположению А., означает чувство («О Рае», II). Змей есть аллегория наслаждения, к–рое через чувство (Еву) искушает разум (Адама) (см. также Послание, 45). Кн. «О Каине и Авеле» является как бы продолжением кн. «О Рае». В своих толкованиях на Кн. Бытия А. подчеркивает органич. связь между людьми, к–рая позволила греху распространиться на все поколения. В Адаме заключалось все человечество («Изложение Ев. от Луки», VII). Большинство др. толкований на ВЗ также выдержаны в духе аллегорическом. Так, напр., устройство Ноева ковчега А. рассматривает как символ человеческого тела, а призвание Авраама покинуть дом отца — как победу верующей души над чувственными соблазнами. Через Оригена на экзегезу А. оказал влияние и *ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ.

    Писаный ЗАКОН, согласно А., был дан в силу того, что люди не смогли следовать естеств. закону совести (Посл. 63). закон призван смирить человека, научить его следовать воле Божьей. Поэтому, хотя Закон был дан Израилю, значение его универсально для всего дохрист. мира. Он подготовил человечество к пришествию Искупителя. Боговоплощение явилось высшим доступным человеку созерцанием Бога, к–рое предшествует полноте Богопознания в грядущем бытии.

     M i g n e. PL, t.14–17; CSEL, t.32, 62, 64, 73, 78, 79, 82, в рус. пер.: О должностях священно–служителей Церкви Христовой (Из творений св.А., еп.Медиоланского: De oficiis ministrorum), К., 1875; Творения по вопросу

    о браке и девстве, Каз., 1901; Две книги о покаянии, М., 1902; Об обязанностях священнослужителей, Каз., 1908.

     А д а м о в И.И., Св. А. Медиоланский, Серг. Пос., 1915; Б у а с с ь е Г., Падение язычества, пер. с франц., М., 1892; Л о с е в С., Св. А. Медиоланский как толкователь Свящ. ПИСАНИЯ ВЗ, ТКДА, 1896, № 3, 7, 12; ПБЭ, т.1, с. 582–88; П р о х о р о в Г.В., Творения св. А. Медиоланского и их хронология, ХЧ, 1911, № 1–2; Enc. Kat., t.1, s.411–16; ODCC, p.42; см. также лит–ру к ст. Святоотеческая экзегеза.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ" в других словарях:

  • АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ —     АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 340, Трир 4 апреля 397, Милан) отец Церкви, христианский неоплатоник. Происходил из знатного рода (отец префект в Галлии). В Риме получил хорошее литературное и юридическое образование и… …   Философская энциклопедия

  • Амвросий Медиоланский — (Ambrosius Mediolanensis) (около 340 ‒ 4.4.397), епископ Милана (Mediolanum) с 374; проповедник, богослов (католической церковью признан отцом церкви), церковный политик. В 370‒374 наместник Лигурии и Эмилии (с резиденцией в Милане). Приняв… …   Большая советская энциклопедия

  • Амвросий Медиоланский — (Ambrosius) (333/4 или 339/40, Августа Треверорум, совр. Трир, 4. 4. 397, Медиолан, совр. Милан), представитель западной (латинской) патристики. Сын знатного римского чиновника, получил риторическое и юридическое образование и начал… …   Энциклопедия культурологии

  • Амвросий Медиоланский — У этого термина существуют и другие значения, см. Амвросий. Св. Амвросий, мозаика IV V вв., Амвросианская базилика, Милан. Амвросий Медиоланский (лат.  …   Википедия

  • Амвросий Медиоланский — (Ambrosius Mediolanensis), Аврелий Амврóсий (Aurelius Ambrosius), св. епископ Медиоланский, Учитель Церкви, один из четырех зап. Отцов Церкви, церковный и полит. деятель, богослов, писатель, гимнограф; род. в 339/340, ум. в 379, Медиолан (совр.… …   Католическая энциклопедия

  • Амвросий Медиоланский — (Ambrosius Mediolanensis) (около 339  397), христианский церковный деятель, проповедник, богослов, один из четырёх великих учителей Западной церкви. С 374 епископ Медиолана (современный Милан), активно противодействовал арианству и попыткам… …   Энциклопедический словарь

  • АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ — епископ (ск. 397), происходил из знатной семьи наместника Галлии. Получив великолепное юридическое образование, он стал наместником двух областей в Италии Лигурии и Эмилии, хотя и жил в Медиолане (совр. Милан). Когда в 374, после смерти еп.… …   Русская история

  • Амвросий Медиоланский — (340 397)    святитель, родился в Северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 г. занял должность консульского префекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды… …   Православие. Словарь-справочник

  • АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ — (Ambrosius Mediolanensis) (339/340 379)    Один из отцов церкви, богослов, писатель, гимнограф, Амросий Медиоланский был человеком разносторонних дарований и широкой культуры. По его инициативе в литургическом исполнении псалмов утвердилось… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Амвросий Медиоланский — (340 ок.397) епископ Милана, один из «отцов церкви». Ярый сторонник независимости церк. власти от светской (его девиз «Император в церкви, а не над церковью»), один из основоположников доктрины папизма, нашедшей свое воплощение во… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»