ВАРНАВЫ ПОСЛАНИЕ

ВАРНАВЫ ПОСЛАНИЕ

    *апокриф, к–рый иногда включался в канон НЗ. В *Синайском кодексе он помещен после Апокалипсиса. Самый поздний манускрипт НЗ с В. п. относится к 11 в. (Иерусалимский кодекс). Уже *ЕВСЕВИЙ Кесарийский относит послание к разряду спорных («Церк. истор.», III, 25, 4; VI, 14, 1), а блж.*ИЕРОНИМ окончательно

    признал его апокрифическим («О знаменитых мужах», 6). В. п. делится на две части: вероучительную (1—17) и назидательную (18—21). Первая часть направлена против сохранения в Церкви ветхозав. обычаев. Вся история и установления ВЗ объяснены аллегорически. Евр. народ исключается из истории Домостроительства; все обетования, относящиеся к нему, связываются только с Церковью НЗ. Моисей принял ЗАВЕТ, а «право народа наследия» получили только христиане. *ШЕСТОДНЕВ толкуется как шесть тысяч лет; обличение пророками формального благочестия интерпретируется как полное отрицание самого внешнего культа. Примечательно, что во второй части явно прослеживается влияние учения кумранитов (два пути: путь света и путь тьмы; см. ст. КУМРАН), к–рое могло проникнуть в В. п. через *ДИДАХЕ.

    Вопрос об авторе и дате ПОСЛАНИЯ горячо дебатировался в 19 в. Если *НЕАНДЕР и *ГАРНАК решительно отказывались признавать его автором ап. Варнаву, то патролог прот. П. Преображенский защищал его авторство. Архиеп. *Филарет (Гумилевский) высказывался более осторожно, хотя и склонялся к мысли о подлинности послания. Последним словом правосл. науки было мнение патролога И. В. Попова, к–рый опроверг принадлежность послания Варнаве и датировал его 130 г. Эта дата сейчас общепризнана в церк. историографии.

    Аргументы против авторства ап. Варнавы следующие: 1. В самом памятнике автор не назван по имени. 2. Автор уничижительно отзывается об апостолах, чего нельзя ждать от Варнавы, сотрудника Павла. 3. «В описания иудейских обрядов он вносит такие добавления, неточности и ошибки, каких не мог допустить ап. Варнава, левит по происхождению, долго проживший в Иерусалиме» (И. В. Попов). 4. Общая концепция В. п. мало соответствует тому, что известно о Варнаве, и исповедует взгляд на ВЗ более радикальный, чем даже у ап. Павла. 5. Аллегорич. толкование ПИСАНИЯ стало проникать в Церковь лишь во 2 в. 6. Автор говорит о себе и о своих читателях как о людях, для к–рых обращение к Закону было бы прозелитизмом; между тем Варнава, являясь одним из руководителей Иерусалимской церкви, не мог так выражаться. 7. Автор знает о

    разрушении Храма в 70 8. «Автор относится с полным отрицанием к букве Ветхого Завета и признает его буквальное понимание делом сатаны. Эта точка зрения близко соприкасается с гностицизмом» (И. В. Попов).

    Эти и другие соображения позволяют сделать вывод, что В. п. является александрийским памятником, к–рый отражает период окончат. разрыва между иудейством и христианством и имеет полугностич. характер.

     писания Мужей апостольских, в рус. пер. с введением и примеч. к ним прот. П. Преображенского, СПб., 18952.

     Архим.К и п р и а н (Керн), Послание Псевдо–Варнавы, «Вестник РХД», № 151, 1987; П о п о в И. В., Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 19163; The Didache; The Epistle of Barnabas, Newly Tr., and Annot. by J. A. Kleist, Westminster, 1948.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВАРНАВЫ ПОСЛАНИЕ" в других словарях:

  • Послание к Лаодикийцам — Послание к Лаодикийцам  гипотетический текст, о существовании которого известно из канонического послания к Колоссянам, написанного апостолом Павлом. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в… …   Википедия

  • ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ — [греч. Βαρναβα ἐπιστολή], произведение неизвестного автора (II в.) , адресованное христ. общине.Традиция текста Полный греч. текст В. а. П. сохранился в 2 рукописях, обнаруженных во 2 й пол. XIX в.: в Синайском кодексе Библии, IV в. (S (или a )… …   Православная энциклопедия

  • Послание в христианской литературе послеапостольской. — Одна из главных форм : античной литературы, послание (epistola, έπίστολή), сделалась, по примеру посланий апостольских, одной из главных форм позднейшей литературы христианской. В век мужей апостольских это была почти единственная форма сочинений …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Послание к Колоссянам 4:10 — Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Евангелие от Варнавы — Английское издание псевдоапокрифа Евангелие от Варнавы  литературный текст, написанный от имени апостола Варнавы и повествующий о жизни Иисуса. Два манускрипта с этим текстом были обнаружены в начале XVIII века. Полное название книги: « …   Википедия

  • ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ — Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) одно из сочинений, составляющих корпус Посланий св. ап. Павла и входящих в канон НЗ. Богословие Основная цель Е. П.… …   Православная энциклопедия

  • ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ — одно из писем ап. Павла, входящее в канон НЗ. Авторство ап. Павла не вызывает сомнений (Гал 1. 1; 5. 2). В Гал 6. 11 ап. Павел говорит, что «много написал... своею рукою». Текст и место в каноне Ап. Павел. Заставка к Посланию к галатам из… …   Православная энциклопедия

  • Апокриф — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокр …   Википедия

  • Апокриф (религия) — Христианство Портал:Христианство · ‎ …   Википедия

  • КАНОН СВЯЩ. ПИСАНИЯ — корпус книг, признанных *Церковью (сначала ветхозав., а затем новозав.) *боговдохновенными, Словом Божьим. Греч. слово «kanиn» эквивалентно евр. кан№, трость, палка, откуда его переносное значение «мерило». Первым слово К. в смысле «правила веры» …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»