ЕЛЬЧАНИНОВ

ЕЛЬЧАНИНОВ

    АЛЕКСАНДР Викторович, свящ. (1881–1934), рус. правосл. церк. писатель. Род. в г.Николаеве. Еще в детстве началась его дружба с П. А. Флоренским, впоследствии известным богословом и ученым. Е. окончил историко–филологич. ф–т С. — Петерб. ун–та, учился в МДА (занятия были прерваны из–за призыва в армию). В 1905 Е. состоял первым секретарем религ. — филос. общества им. Вл.*Соловьева в С. — Петербурге. В 1910 активно занялся педагогич. деятельностью. По словам близко знавшего его *Булгакова, Е. был не только «педагогом по призванию», но и «пастырем ранее своего пастырства». На Высших женских курсах Е. читал лекции по истории религии и по истории рус. религ. мысли. В 20–х гг. Е. с семьей поселился в Ницце, где и был рукоположен (1926). Как священник Е. «представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания» (прот. С. БУЛГАКОВ).

    Познание Слова Божьего было для Е. не теоретич. дисциплиной, а неотъемлемой частью духовной жизни. В своей самой известной, изданной посмертно книге «Записки» (4–е изд., Париж, 1978) он писал: «В нашем восприятии Слова Божия различимы следующие моменты… слышание его, разумение, принятие сердцем и, наконец, употребление его в жизни. Проверьте себя — в какой из этих стадий вы находитесь. Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенности обычной нашей жизнью? Проверьте себя — и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступеням».

    При этом Е. считал, что такой подход к Писанию не исключает его науч. познания. В этом он следовал по пути, указанному первыми представителями *русской библ. — историч. школы. Свои исагогич. взгляды Е. изложил в книге «История религи», к–рую подготовил совместно с П. Флоренским и С. Булгаковым (М., 1909). В ней, в частн., он кратко излагает основы *новой исагогики и приводит аргументы в пользу того, что *ПЯТИКНИЖИЕ в своем окончат. виде, хотя и восходит к Моисею, является «обработкой многих документов». В числе источников Пятикнижия Е. указывает повествования Яхвиста, Элохиста и др. (см. ст. ЧЕТЫРЕХ ИСТОЧНИКОВ ПЯТИКНИЖИЯ ТЕОРИЯ). Признавая эти источники Пятикнижия, Е. тем не менее не соглашается с историко–эволюционной концепцией школы *Велльхаузена. «Мы получаем право рассматривать еврейскую религию генетически, — пишет Е., — но задача все же остается очень трудной. Трудность построения исторического развития еврейской религии состоит в следующем: с одной стороны, мы не можем буквально и без критики принимать все то, что говорится о начальной религии евреев в Пятикнижии… но, с другой стороны, у нас совершенно нет твердых и безошибочных оснований отвергать то или иное свидетельство как древнее и переносить его в позднейшие времена. БИБЛИЯ, например, рассказывает о еврейской религии как имеющей универсальный характер с первого же шага (обещание Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные»). Критика не считает это возможным: и единственным основанием против приводит то соображение, что это было бы неестественно, необычайно, непохоже на развитие других религий».

    В противовес этому взгляду Е. показывает, что развитие библ. религии действительно имело исключит. своеобразие, благодаря чему именно из иудейства и «вышло христианство». Следуя Вл. Соловьеву, Е. отмечает три черты, к–рые отличали ветхозав. религию. В противоположность пантеистическим божествам Индии и Греции, Бог ВЗ — «живая, постоянно действующая на мир Личность». В свою очередь, и народ, избранный Им, «действует как свободная личность. Он определяет себя, как хочет, он с в о б о д е н выбрать себе Бога или отвергнуть Его». И, наконец, в отличие от одностороннего спиритуализма внебиблейских религий в ветхозав. религии заключена вера в ценность земного мира как места, где проявляет Себя Господь. Эта идея «святой телесности» определила и позитивное отношение к вопросам социальной справедливости, и благоговейное отношение к плоти, к–рая призвана быть чистым сосудом, уготованным для Бога.

    В вопросах новозав. исагогики Е. стоял на позициях *двух источников теории. «Марк, — пишет он, — был источником для последующих евангелистов. Но у Луки и Матфея оказывается буквальное совпадение и в таких рассказах, которых нет у Марка. Это заставляет предположить, что до Матфея и Луки существовал сборник изречений Христа, которым и пользовались Лука и Матфей при составлении своих рассказов… Все три синоптика по времени своего появления относятся ко второй половине I века: в 60–х годах был написан Марк, в 70–х — Матфей и 80–х — Лука». Е. не считал доказанным неисторичность 4–го ЕВАНГЕЛИЯ и, видимо, склонялся к мысли, что оно было «написано хотя и не апостолом Иоанном, но по его рассказам». Рассматривая учение о Царстве Божьем как центральное в НЗ, Е. писал: «Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь… Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений называется в Евангелии Царствием Божиим, или Царством Небесным. Учение о нем, изложенное в Евангелии, двойственно и вместе с тем едино. Во–первых, Царство понимается как внутреннее состояние преображенного человека — «Царство Божие внутрь вас есть», оно достигается внутренними усилиями личности; а с другой стороны, оно есть нечто, лежащее вне человека, постепенно нарождающееся в мире путем органического процесса, преображающее мир, как закваска — тесто, независимо от индивидуальных человеческих усилий. Это кажущееся противоречие легко примиряется таким соображением. Царство Небесное, идеальный божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия».

     Прот.*Б у л г а к о в С., О. александр Е., «Путь», 1934, № 45; Памяти о. Александра Е., Париж, 1977. Подробной биографии и исследований, посвященных творчеству Е., пока не существует.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЕЛЬЧАНИНОВ" в других словарях:

  • Ельчанинов — Ельчанинов  фамилия. Ельчаниновы  дворянский род: Ельчанинов, Александр Викторович (1881 1934)  священник Русской православной церкви, философ и богослов. Ельчанинов, Богдан Егорович (1744 1769)  полковник, герой русско… …   Википедия

  • ЕЛЬЧАНИНОВ — Свящ. Александр Ельчанинов. Фотография. 30 е гг. XX в. Свящ. Александр Ельчанинов. Фотография. 30 е гг. XX в.Александр Викторович (1.03.1881, г. Николаев Херсонской губ. 24.08.1934, Париж), свящ., духовный писатель. Из дворянской семьи, отец В. Я …   Православная энциклопедия

  • Ельчанинов И. Н. — Иван Николаевич Ельчанинов (29 августа 1862(18620829)  1919)  русский генеалог и архивист, метеоролог. Иван Николаевич Ельчанинов родился в 1862 г. в Ярославской губернии, с которой и была связана почти вся его деятельность. Получил… …   Википедия

  • Ельчанинов И. — Иван Николаевич Ельчанинов (29 августа 1862(18620829)  1919)  русский генеалог и архивист, метеоролог. Иван Николаевич Ельчанинов родился в 1862 г. в Ярославской губернии, с которой и была связана почти вся его деятельность. Получил… …   Википедия

  • Ельчанинов, А. — авт. стат. "Мистицизм М. М. Сперанского" (1903). {Венгеров}  Ельчанинов, А. авт. брош. "О самоуправлении" (1906). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ельчанинов — ЕЛЕЦКИЙ ЕЛЬЧАНИНОВ ЕЛЕЦКИХ От названия города в Липецкой обл., сел Елец и Ельцы, реки Елец. Само название от слова елец лесная поросль. (Ф). Елецкие один ихз пяти дворянских родов, потомков Рюрика, сохранивших именование по удельным владениям.… …   Русские фамилии

  • Ельчанинов Богдан Егорович — [20 (31) X 1744 – 20 IX (1 X) 1770, Браилов]. Происходил из старинного дворянского рода. Учился в Киево Могилянской академии и прослушал там курс философии; затем поступил на военную службу. Уже будучи капитаном, служил в Сухоп. шлях. корпусе.… …   Словарь русского языка XVIII века

  • Ельчанинов, Михаил Семёнович — Михаил Семёнович Ельчанинов Mikhail Semenovich Elʹchaninov Дата рождения: 10 ноября 1956(1956 11 10) (56 лет) Место рождения: п. Метеор, Пономарёвский район, Оренбургская область …   Википедия

  • Ельчанинов, Александр Викторович — Александр Викторович Ельчанинов (1 марта 1881(18810301), Николаев  24 августа 1934, Париж)  священник Русской православной церкви, церковный историк, литератор. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • Ельчанинов, Матвей Максимович — Матвей Максимович Ельчанинов Дата рождения 8 августа 1756(1756 08 08) Дата смерти 1816 год(1816) Принадлежность …   Википедия

  • Ельчанинов, Анатолий Иванович — В этой биографической статье не указана дата рождения. Вы можете помочь проекту, добавив дату рождения в текст статьи. В Википедии есть статьи о других людях с именем …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»