ИСТОРИЗМ СВЯЩ. ПИСАНИЯ.

ИСТОРИЗМ СВЯЩ. ПИСАНИЯ.

    В значительной своей части БИБЛИЯ раскрывает свое боговдохнов. учение через и с т о р и ю, через события истории. Мир Свящ.ПИСАНИЯ — не статич. мир законов, истин и норм, а панорама становления человека, постепенно просвещаемого Словом Господним. В движении даны и религ. — нравств. состояние людей, и само *Откровение, к–рое постигается постепенно (от заповеди, данной первым людям, через ЗАВЕТ с Ноем, Авраамом, Давидом — к НЗ во Христе Иисусе). Отсюда ф а з ы свящ. истории спасения и фазы религ. сознания. В ходе этой истории происходит замена одних заповедей другими (напр., сначала жертвы приносятся повсюду, а затем — только в Иерусалиме; сначала грех карается в потомках, Исх 34:7, а затем эта угроза отменяется у Иез 18:20; сначала даются правила о запретной пище, ЛЕВ 11, а в НЗ они отменяются, Мф 15:10–20; сначала Слово Божье проповедуется только израильтянам, а затем уже «всем народам»).

    И.С.П. нельзя смешивать с *историческим эволюционизмом. Радикально отличается он и от «естественной» философии языч. народов,

    для к–рых бытие статично или же движется по кругу (вечное возвращение). «Есть две точки зрения на мир, — указывает *БЕРДЯЕВ, — для одной мир есть прежде всего космос, для другой мир прежде всего история. Для древних греков мир был космосом, для древних евреев мир был историей. Взгляд на мир, как на космос, космоцентричен. Взгляд на мир, как на историю, антропоцентричен». Человек, образ и подобие Божье, есть, согласно Библии, ось мирового становления. И.С.П. обладает подлинной перспективой будущего, эсхатологич. видением, к–рому открываются деяния Божьи, Его «ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО» (Еф 3:9).

    От этого богословского И.С.П. следует отличать вопрос об историч. достоверности библ. сказаний. Как показали данные *археологии библейской, авторы Свящ.писания в целом оперируют подлинными событиями. Но достоверность всех историч. деталей не имеет значения для восприятия Библии как Слова Божьего. Писание не есть научное сообщение о том, что было в прошлом. Самая точная стенограмма событий не делается от этого боговдохновенной. Основное историч. провозвестие Библии — в узловых реальностях (Творение, создание ветхо–и новозаветной Церкви, Боговоплощение, Воскресение). Конкретные же подробности нередко даны через призму поэтич. предания, к–рое воспринимает события обобщенно и опоэтизированно. Кроме того, нек–рые аспекты свящ. истории, выходя за рамки эмпирич. историографии, раскрывают м е т а и с т о р и ю, глубинный смысл историч. процесса, с помощью наглядных образов и символов, свойственных поэтич. языку *Древнего Востока (см. ст. МИФ И БИБЛИЯ). К этой категории относятся 1–е гл. Кн.Бытия. *ГЕРМЕНЕВТИКА этих глав неотделима от уяснения системы символов, за к–рыми стоят боговдохновенные истины библ. историографии. И.С.П. оказал влияние на всю европ. мысль.

     *А в е р и н ц е в С.С., Порядок Космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, в кн.: «Античность и Византия», М., 1975; *Б е р д я е в Н.А., Смысл истории, Берлин, 1923, то же, М., 1990; е г о ж е, Опыт эсхатологич. метафизики, Париж, 1947; Б л о к М., Апология истории или ремесло историка, пер. с франц., М., 1973; *Г е р д

    е р И.Г., Идеи к философии истории человечества, М., 1977; *Я с п е р с К., Истоки истории и ее цель, вып.1–2, М., 1978; *D a n i № l o u J., Essai sur le Myst–re de l’Histoire, P., 1953; D a w s o n C.H., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960; F u l l i n g E., Geschichte als Offenbarung, B., 1956; *T r e s m o n t a n t C., Essai sur la pens№e h№braїque, P., 1953; см. также ст.: АНТИЧНОСТЬ И БИБЛИЯ; БОГОСЛОВИЕ БИБЛЕЙСКОЕ; ВРЕМЯ В БИБЛИИ.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИСТОРИЗМ СВЯЩ. ПИСАНИЯ." в других словарях:

  • БОГОСЛОВИЕ БИБЛЕЙСКОЕ — представляет собой систематизацию вероучительных истин Библии в связи с конкретной историей двух Заветов. Библ. Б.  сравнительно молодая наука. До 18 в. в богосл. системах цитатами из ПИСАНИЯ пользовались чаще всего «без всякого внимания к их… …   Библиологический словарь

  • ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ — термин, введенный в богословие и экзегетику *Бультманом для обозначения интерпретации смысла Свящ. ПИСАНИЯ с учетом древних форм *передачи *керигмы. Этот герменевтич. подход не является чем–то новым в богословии, и принципы его зависят от того,… …   Библиологический словарь

  • ЦЕРКОВЬ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — Церковь предшествует Писанию. В правосл. церк. самосознании богословское определение Ц. слагалось постепенно, сочетая социальный подход к ней как к «обществу верующих во Христа» с мистическим пониманием, к–рое в рус. богословии впервые было… …   Библиологический словарь

  • ХРИСТОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ — учение Свящ.ПИСАНИЯ о личности и миссии Спасителя мира. Эта область библ. *богословия теснейшим образом связана с *сотериологией писания. Библ. Х. подразделяется на ветхозав. и новозав. Первая содержит учение о Спасителе–Мессии, Которого ожидал… …   Библиологический словарь

  • ЕККЛЕСИАСТА КНИГА — (евр. Кохéлет), канонич. книга ВЗ, помещаемая в разделе *Учительных книг. Еврейское ее название означает, по–видимому, человека, находящегося в собрании (от евр. кагáл  собрание) или говорящего перед собранием, проповедника. По своей лит. форме Е …   Библиологический словарь

  • МИФ И БИБЛИЯ — Слово М., греч. mаoj  предание, встречается в ВЗ всего один раз (Сир 20:19; син. пер. «басня») и имеет значение притчи. В НЗ этот термин употреблен неоднократно, с явно негативным оттенком (2 ПЕТР 1:16; 1 Тим 1:4; Тит 1:14). В философии,… …   Библиологический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА — раздел ветхозав. *канона. Включает 2 цикла, каждый из к–рых связан единством стиля, замысла и хронологич. последовательностью. 1–й цикл включает Ис Нав, Суд, 1–4 Цар (в евр. Библии  1–2 Самуила и 1–2 Царей). В евр. традиции он именуется Нвиим… …   Библиологический словарь

  • СПИНОЗА — (Spinosa) Бенедикт; Б а р у х д е Э с п и н о з а (1632–77), голл. философ–пантеист, один из основоположников *историко–литературной критики библейской. С. род. в Амстердаме в семье евр. выходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к… …   Библиологический словарь

  • ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — (F…lwn AlexandreЪj) (ок.25 до н.э.  ок. 50 н.э.), иудейский философ, богослов и экзегет. Род. в Александрии в богатой семье, происходившей из потомственного священнич. рода. Получил разностороннее классич. образование. Родным языком Ф.А. был… …   Библиологический словарь

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль *исагогики, к–рая занимается сопоставлением историч. данных Библии с внебибл. памятниками материальной и духовной культуры. Одним из гл. средств И.к. является изучение результатов библ. *археологии (древневост. и антич.). По б.ч., эти… …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»