КАЛЬВИН

КАЛЬВИН

    (Calvin) Иоганн, К о в е н Ж а н (1509–64), один из деятелей Реформации, переводчик и толкователь Библии. Род. во Франции в зажиточной семье. Первоначально готовился стать католич. священником,

    изучал богословие и право, но наблюдения над упадком церк. жизни и знакомство с идеями *Лютера привели К. к решительному разрыву с умеренно–реформистской традицией, а затем и с католицизмом вообще. Позднее в своем предисловии к толкованию Псалтири К. изображал этот поворот как подлинное обращение. Ощутив призыв Слова Господня, он раз и навсегда выбрал свой путь. «Тогда, о Боже, — писал К., — я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути». Гонения на протестантов вынудили К. бежать в Швейцарию. В Базеле он с горечью убедился, что протестантизм здесь свелся к религ. анархии. Это побудило К. взяться за свой гл. труд «Христианская институция» («Institutio religionis christianae», 1536), к–рый он впоследствии много раз переписывал. Понимая Слово Божье как абсолютный и единственный ЗАКОН, реформатор построил новую церк. систему, выведенную исключительно из буквы ПИСАНИЯ. При этом он, естественно, принужден был сделать гл. акцент на ВЗ, поскольку в НЗ он не нашел разработанных правил для обществ. устройства. В результате его церк. — политич. система приняла жесткую форму, аналогичную ветхозав. законничеству. В 1536 К. прибыл в Женеву, где ему удалось возглавить протестантское движение. Борьба Женевы против Савойи упрочила власть К. и превратила его в неограниченного диктатора. Дотоле кабинетный ученый, он стал править сурово и непреклонно, сознавая себя чем–то вроде библ. пророка, призванного пересоздать общество. Евангельский дух любви был оттеснен церк. режимом тоталитарного типа. Развлечения, искусство, свобода мысли жестоко подавлялись. Воцарилась всеобщая слежка, и была установлена сложная система кар. Жертвами их пали многие вольнодумцы, в т. ч. и *СЕРВЕТ, к–рый был сожжен на костре по инициативе К. Недовольство тиранией стало скоро настолько сильным, что К. пришлось уехать в Страсбург (1538), но в 1541 он вернулся и оставался на своем посту до конца дней.

    К. перевел Библию на франц. язык и написал к ней ряд комментариев, лучшим из к–рых признается коммент. к РИМ (1539). Толкования на книги ВЗ реформатор писал в последние женевские годы жизни. В какой–то мере он использовал свои знания, вынесенные из школы гуманистов, но в целом его толкования носили догматическо–назидательный характер с акцентом на конфессиональной полемике. В сфере исагогической К. проявлял больший консерватизм, чем ЛЮТЕР. Впрочем, по его мнению, вопрос *атрибуции Евр является открытым, что не затрагивает его каноничности и апостольского характера. Аналогичным образом судил К. и о 2 ПЕТР. «Поскольку, — писал он, — величие Духа Христова проявляется в каждой части ПОСЛАНИЯ, я не решусь его отвергнуть, хотя все усилия увидеть в нем подлинный язык Петра тщетны». Как и лютер, К. относился к Апокалипсису осторожно и комментария к нему не написал. В понимании *боговдохновенности К. склонялся к *вербализму. Определение книг *канона он считал не делом Церкви, а исключительно сверхъестеств. актом «дивного совета Божия». К. исходил из мысли, что в Библии полнота истины содержится в законченном виде. Отвергнув *Предание, реформатор настаивал на строго буквальном понимании всего свящ. текста как универсального и обязательного норматива для жизни общества, при этом К. не делал различия между ВЗ и НЗ. Лишь в нек–рых случаях он допускал исключения: напр., когда ему указывали, что в ВЗ существовало искусство (украшения в Храме), он возражал, что то была уступка «слабости времени». Толкуя мысли ап.Павла о свободе, К. рационализировал *антиномию человеческой свободы и Божественного предвидения и считал свободу иллюзорной, поскольку все предусмотрено, каждый человек предопределен либо к спасению, либо к погибели. Никто не знает своей конечной участи и поэтому должен трудиться в полной покорности воле Божьей.

    Влияние кальвинизма усилилось после того, как он нашел почву во Франции (реформаты или гугеноты). Современные богословы признают ценность гл. обр. двух идей К.: убеждения, что через Библию Бог обращается к человеку, и веры в социальную роль христианства. Эти идеи в 20 в. развивал *БАРТ. Но конкретное применение их самим

    реформатором привело к превращению христианства в «религию книги» и к фарисейскому законничеству замкнутой «общины праведников».

     Opera quae supersunt omnia, v.1–59, Braunschweig, 1863–1900; Opera Selecta, v.1–5, Munch., 1926–62; в рус. пер.: Отрывки из трактата «Наставление в христианской вере», в кн.: Хрестоматия по истории средних веков, т.2, ч.2, М., 1938; Наставление в христианской вере, т.1–3, М., 1997–98.

     Б е л я е в А., К. и кальвинизм, ПБЭ, т.8, с.140–76; В и п п е р Р.Ю., Влияние К. и кальвинизма на политич. учения и движения XVI в., М., 1894; Г е й с с е р Л., История Реформации, М., 1892; Жертвы Кальвина, пер. с англ. Н.М., «Странник», 1915, № 2, 3; К а р е е в Н., История Западной Европы в новое время, т.2: Реформация и политич. жизнь в XVI и XVII вв., СПб., 1893; Л и х а ч е в а Е.О., Европ. реформаторы ГУС, Лютер, ЦВИНГЛИ, Кальвин, СПб., 1872; Н а з а р е в с к и й В., ИОАНН К. — реформатор XVI в., ПО, 1878, № 5/6; П о р о з о в с к а я Б.Д., Иоганн К., его жизнь и реформаторская деятельность, СПб., 1891; П о р ш н е в Б.Ф., К. и кальвинизм, ВИРА, 1958, сб.6; Э г л е П., Жан К., БВс, 1982, № 3; B r e e n Q., John Calvin, Hamden (Conn.), 1968; K e m p f F.D., A Bibliography of Calviniana. 1959–74, Freiburg, 1975; N i e s e l W., Calvin — Bibliographie 1901–1959, Munch., 1961; P a r k e r T.H.L., John Calvin, L., 1975.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "КАЛЬВИН" в других словарях:

  • Кальвин — Кальвин, Жан Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов …   Википедия

  • КАЛЬВИН — (Calvin, латинизир. Calvinus) Жан (1509 1564) виднейший деятель Реформации, основатель кальвинизма. Изучал богословие в ун те Парижа, право в юридических школах Орлеана и Бурже, увлекался антич. философией и христианским гуманизмом Эразма… …   Философская энциклопедия

  • Кальвин — и Женевская реформа     Жан Кальвин родился в Нуайоне, во Франции, в 1509, и сформировался как личность более всего в Париже, под влиянием гуманистов круга Жака Лефевра д Этапля (Фабер Стапуленсис, 1455 1536). Его судьба тем не менее связана с… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • КАЛЬВИН — (Calvin) Жан (1509 1564) деятель Реформации во Франции, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридическое образование. В 1533 под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма и создал одно из направлений протестантизма. С… …   Новейший философский словарь

  • Кальвин Ж. — Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля …   Википедия

  • Кальвин — (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin Ковен)         Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, 27.5.1564, Женева), деятель Реформации (См. Реформация), основатель Кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и… …   Большая советская энциклопедия

  • Кальвин — Жан (Calvin) младший из трех крупнейших реформаторов XVI века (Лютер, Цвингли) и представитель романского типа Реформации. К. род. в 1509 г. в г. Нойоне в Пикардии (Сев. Франц.), в зажиточной буржуазной семье. Его отец, Жерар Ковен (Cauvin эта… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАЛЬВИН Жан — КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере . Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кальвин и Гоббс — Кальвин и Хоббс (Calvin and Hobbes) ежедневный комикс, который придумывал и рисовал американский художник Уоттерсон (англ.). В комиксе отражены выходки и проказы выдуманного шестилетнего мальчика Кальвина и его плюшевого тигра Хоббса. Комикс …   Википедия

  • Кальвин Жан — (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»