КЛИНГЕР

КЛИНГЕР

    (Klinger) ГЕОРГИЙ (Ежи), прот. (1918–76), польский правосл. богослов. Род. в Смоленске, в семье проф. филологии; дедом К. был архиеп.Феодосий Смоленский. В 1924 переселился с семьей в Польшу. Учился в Познанском ун–те, Пражской правосл. ДС и на филологич. отделении Ягеллонского ун–та, к–рый окончил в 1945 и был оставлен при каф. философии. Сан священника К. принял в 1952, после чего служил в приходах Польской Правосл. Церкви. С 1954 преподавал в Правосл. ДС (Варшава), а с 1957 перешел в Христианскую богосл. академию, где вел курсы догматич. и нравств. богословия. С 1967 исполнял обязанности проректора академии. Он принимал участие в экуменич. работе и неоднократно бывал гостем Московского Патриархата.

    Осн. труды К. относятся к области литургики, но ряд его работ посвящен библ. проблемам. К. являлся единственным правосл. богословом, принимавшим и развивавшим мн. концепции *Бультмана. С т. зр. К., в них правомерно то, что наиболее часто оспаривалось критиками Бультмана: опыт приложения к интерпретации Библии совр. филос. концепций, в частн., экзистенциализма. К. напоминает, что так поступали древние апологеты, каппадокийцы, блж.*АВГУСТИН. Правда, принимая бультмановскую *демифологизацию, К. толкует миф шире, чем

    нем. экзегет, — как миф–мифологему, как символич. обозначение реальности, ссылаясь при этом на правосл. авторов *Булгакова и Б.Вышеславцева. В работе «Бультмановская концепция Креста и Воскресения в свете православного богословия» (1968; рецензия: ЖМП, 1969, № 12) К. подчеркивает, что для богословско–литургич. традиции Православия Крест и Воскресение нераздельны. Это, по мнению К., вполне согласуется со взглядом Бультмана. Однако совпадение здесь далеко не полное; и сам К. вынужден признать, что правосл. понимание Пасхи «перерастает бультмановскую перспективу». В др. работах К. применял символико–экзистенциалист. метод толкования к частным аспектам Свящ. ПИСАНИЯ. Так, он рассматривал эпизод с юношей в Мк 14:51–52 в связи со сказанием об Иосифе (Быт 39). В свете древних литургич. и святоотеч. памятников К. понимал образ юноши как *аллегорию человека, принимающего крещение и оставляющего ветхие одежды. Автор сам признает, что эта спорная интерпретация — не более чем гипотеза («Утраченная экзегеза двух строк Ев. от Марка», 1966). В том же плане дает К. толкование слов об Ангеле, возмущавшем воду в купели Вифезда (Ин 5:4). Для раскрытия своей мысли экзегет привлекает данные *археологии библейской. Находки в развалинах купели свидетельствуют, что этим целебным источником пользовались язычники — найдены их благодарственные надписи, посвященные богам. К. считает, что замена «богов», в частн., Асклепия «Ангелом» указывает на широту раннехрист. подхода к язычеству («К проблеме влияния библейской археологии на новое понимание некоторых элементов раннехристианской доктрины», 1974).

    В сфере ВЗ К. придерживался *новой исагогики и использовал ее для толкования *истории спасения. Он считал, что религия *патриархов еще лишена сотериологич. элемента и поэтому историю спасения следует заключить в рамки между Исходом и явлением Христа. Именно Исход стал прообразом вхождения в новую жизнь, прообразом крещения. Спасение есть факт сверхисторический, обращенный к личности человека, но в то же время оно осуществляется в эмпирич. истории.

    Правосл. учение о Домостроительстве может, по словам К., соединить эти два аспекта. Оно объясняет и слова Христа в Мф 16:28, к–рые «следует относить не только к поколению апостолов и первых христиан, но к каждому поколению христиан, так как в каждом поколении есть люди, для которых Царство Божие — осуществившаяся реальность». Т.о., К. включал в свое толкование и доктрину *«осуществленной эсхатологии». Он утверждал, что спасение, имевшее историч. рамки, остается после явления Христа и начала эсхатологич. эры открытым для всех («Исход и Крещение как два основных пункта в Истории спасения», 1974).

     O istocie Prawos‹awia, Warsz., 1983 (в этом сборнике осн. произведений К. есть очерк его биографии и перечень его работ).

     (Некролог), ЖМП, 1976, № 10.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КЛИНГЕР" в других словарях:

  • Клингер — (нем. Klinger)  немецкая фамилия. Клингер, Густав Гаспарович (1876 1937/1943)  советский государственный деятель. Клингер, Йозеф (1967)  австрийский шахматист, гроссмейстер (1988). Клингер, Курт (1928 2003)  австрийский… …   Википедия

  • Клингер — Фридрих Максимилиан (Friedrich Klinger, 1752 1831) немецкий писатель. Р. во Франкфурте на Майне в семье канонира. Мать К., рано овдовев, зарабатывала средства к жизни стиркой и мелочной торговлей. До 1730 он ведет бурную, полную лишений жизнь.… …   Литературная энциклопедия

  • клингер — датчик Словарь русских синонимов. клингер сущ., кол во синонимов: 1 • датчик (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Клингер — Клингер, Максимильян (1752 1831) немецкий поэт драматург, один из представителей трагического сентиментализма , который господствовал в Германии в конце XVIII столетия и был непосредственным предшественником романтизма. В этом движении,… …   1000 биографий

  • Клингер — I Клингер (Klinger)         Макс (18.2.1857, Лейпциг, 4.7.1920, Гросьена, ныне в ГДР), немецкий живописец, график и скульптор. В сериях офортов К. «Жизнь» (1881 84), «Драмы» (1883), «Любовь» (1887), «О смерти» (1889, 1898 1910) яркие образы… …   Большая советская энциклопедия

  • Клингер — Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874 1875 в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Клингер Фридрих Максимилиан — Клингер (Klinger) Фридрих Максимилиан (17.2.1752, Франкфурт на Майне, ‒ 25.2.1831, Дерпт, ныне Тарту), немецкий писатель. Представитель «Бури и натиска». С 1780 жил в России. В центре творчества К. ‒ бунтарь против социальной несправедливости… …   Большая советская энциклопедия

  • Клингер Макс —         (Klinger) (1857 1920), немецкий живописец, график и скульптор. Живописные произведения Клингера в целом не выходят за рамки модерна и мистических тенденций символизма ( Христос на Олимпе , 1897, Галерея XIX и XX вв., Вена). В графике… …   Художественная энциклопедия

  • Клингер Фридрих — (Klinger) Клингер (Klinger) Фридрих Максимилиан (1752 1831) Немецкий писатель. Родился 17 февраля 1752, Франкфурт на Майне. С 1780 жил в России. Являлся представителем движения Бури и натиска (литературное оппозиционное движение, названное по… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КЛИНГЕР (Klinger) Макс — (1857 1920) немецкий живописец, график и скульптор. Сочетал острый интерес к жизненным социальным проблемам с фантастикой и мистикой (цикл офортов Драмы , 1883; памятник Л. Бетховену, 1886 1902) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КЛИНГЕР Фридрих Максимилиан — (1752 1831) немецкий писатель. С 1780 жил в России. Драмы в духе Бури и натиска (в т. ч. давшая название движению Буря и натиск , 1776). Философский роман ( Жизнь Фауста... , 1791, и др.) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»