ЛАГРАНЖ

ЛАГРАНЖ

    (Lagrange) Мари Жозеф, иером. (1855–1938), франц. католич. библеист. Образование получил в Отюнской ДС и в Париже, где ему присвоили степень д–ра права (1878). В след. году он принял постриг в Доминиканском ордене; а поскольку доминиканцы были в то время высланы из Франции, он завершил богосл. образование в Саламанке и Вене. В Вене Л. познакомился с нем. библ. критикой, в к–рой господствовали *рационализм и скептицизм. Именно тогда Л., по выражению нем. экзегета Шульцера А., задумал дать ей бой на ее собственной территории. В 1890 он был направлен в *Палестину, где основал *Иерусалимскую библейскую школу. Начинание имело мало шансов на успех: Л. не располагал ни кадрами, ни достаточными средствами, но был убежден, что «этого хочет Бог». Ему пришлось вести продолжит. борьбу на два фронта: против рационалистов, защищая церковное, благоговейное отношение к Слову Божьему, и против консерваторов, отстаивая право богословия на науч. исследование

    Библии. Со своей программой *«исторического метода» экзегезы он выступил на Конгрессе католич. ученых (Фрайбург, Швейцария, 1897) и на страницах «Библейского обозрения» («La revue biblique»), основанного им в 1892. В 1900 Л. положил начало серии трудов под общим названием «Библейские Исследования» («Etudes bibliques»), куда включил и свои работы. Всего Л. опубликовал более 1700 монографий и статей и впоследствии был признан «величайшим французским экзегетом нашего столетия» (*КАРМИНЬЯК).

    «Отец Лагранж, — писал *КАРТАШЕВ, — в своих объемистых трудах, в бесчисленных этюдах… через своих учеников и преданных сотрудников, не без духовных борений внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала библейской критики, названной им «историческим методом». Как глубоко верующему и законопослушному сыну Церкви, о.Лагранжу пришлось пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном, бесшумном, но огромном состязании со школьно–богословской рутиной осталась за ним» («Ветхозав. библ. критика», с.9). Напряжение между Л. и церк. властями возникло в связи с подозрением в его причастности к *модернизму (часть книг Л. попала в существовавший тогда индекс запрещенных книг). Ему даже пришлось на время покинуть свою Иерусалимскую школу, но вскоре его правоверие перестало вызывать сомнения, и он снова вернулся к работе.

    Л. исходил из различия между *Откровением и *боговдохновенностью. Откровение, считал он, связано с новыми истинами, к–рые открываются свящ. писателю; боговдохновенность же есть воздействие Духа Божьего, к–рое помогает свящ. писателю использовать *источники, строить композицию повествования, выбирать слова и т. д. В конечном счете, верховной Причиной, Автором Библии оказывается Бог, что не лишает писателей их активности. В работе «Исторический метод» («La m№thode historique», P., 1903) Л. утверждал постепенность раскрытия духовных истин в процессе свящ. истории. Не принимая *исторического эволюционизма, к–рый уподоблял библ. веру др. религиям, Л. призывал считаться с тем фактом, что ВЗ проходил через определ. фазы становления. Л. усматривал здесь аналогию с учением о «догматическом развитии Церкви», сформулир. *Ньюменом (а в России *Соловьевым Вл.). Кроме того, Л. показал огромное значение, к–рое имеет для историко–литературного исследования Библии уточнение тех или иных литературных *жанров. Труды Л. убедили многих, что верующий экзегет при изучении Пятикнижия должен учитывать специфику *авторства на *Древнем Востоке и может, не смущаясь, исследовать вопрос об источниках Моисеевых книг. Однако против этих принципов в то время выступали мн. коллеги Л., особенно его гл. противник *ВИГУРУ.

    Л. внес большой вклад и в новозав. исследования. Он написал монументальный коммент. к Евангелиям, ставший с тех пор классическим (к Мк в 1911, к Лк в 1921, к Мф в 1923, к Ин в 1925). В нем он, в частн., высказал мысль, что за греч. текстом Евангелий стоит семитич. оригинал (он склонялся к мнению, что этот оригинал был арамейским). По образному выражению Л., когда специалист по греч. яз. открывает НЗ и особенно ЕВАНГЕЛИЯ, он «переносится в шатры Симоновы». Л. отрицал возможность полной реконструкции земной жизни Спасителя. «евангелия, — по его словам, — это единственная жизнь Иисуса Христа, какую можно написать. Остается лишь понять их как можно лучше».

    Хотя при жизни Л. перевес оставался за школой вигуру, сам он пользовался большим уважением и признанием как в Церкви, так и в науке. Он усилил интерес к Писанию, и не только в католич. кругах. «Его долгая 83–летняя научно–аскетическая творческая жизнь, — писал карташев, — легла незабываемой гранью между двумя эпохами римско–католической библейской науки, еще вчерашней докритической и нынешней — критической. Его благочестивый, верующий и верный догматам церкви подход может служить опорой и руководством и нам —

    православным, еще не начинавшим подвига усвоения библейской критики» (там же).

    Труды Л. подготовили поворот, обозначенный энцикликой *Пия XII, к–рая вышла через 5 лет после смерти экзегета. Она открыла католич. библеистам путь для свободных исследований и дала возможность рецепции ими выводов новой исагогики.

     L’Innocence et le P№ch№, RB, 1897, № 6; Historical Criticism and the Old Testament, L., 1905; Le Messianisme chez les Juifs, L., 1909; Synopsys evangelica. Textum Graecum, Barcelona, 1926; L’Evangile de J№sus Christ, P., 1928 (англ. пер.: The Gospel of Jesus Christ, L., 1938); Le Judaїsme avant J№sus Christ, P., 1931; Histoire ancienne du canon du Nouveau Testament, P., 1933; Critique textuelle, P., 1935; Au service de la Bible, P., 1967.

     *К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; *К н я з е в А.П., О боговдохновенности Свящ.ПИСАНИЯ, ПМ, 1951, № 8; B r a u n F.M., L’oeuvre du P.Lagrange, Fribourg, 1943 (англ. пер. The Work of P–re Lagrange, Milwaukee, 1963); *V i n c e n t L. (ed.), M№morial Lagrange, P., 1940; M u r p h y R.T., P–re Lagrange and the Scriptures, Milwaukee, 1947; NCE, v.8.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЛАГРАНЖ" в других словарях:

  • Лагранж — (фр. Lagrange или La Grange)  французская фамилия. Известные носители: Лагранж, Анна Каролина (1825 ?)  французская певица. Лагранж, Жозеф Луи (1736 1813)  французский математик и механик. Лагранж, Шарль (1804 1857) … …   Википедия

  • Лагранж — (Joseph Louis Largauge) один из величайших математиков(1786 1813). Родился в Турине в семье казначея сардинского двора и былпоследним из 11 ти детей. Не раз возбуждался спор о национальностиЛагранжа, но так как все предки его были французы, а сам …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЛАГРАНЖ — (Lagrange) Жозеф Луи (1736 1813), французский математик. Стал профессором математики в Турине в возрасте 19 лет и позже сменил Леонарда ЭЙЛЕРА на посту Президента Берлинской академии наук. В трактате «Аналитическая математика» (над которым он… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • лагранжіан — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

  • Лагранж Ж. — Жозеф Луи Лагранж Joseph Louis Lagrange Дата рождения: 25 января 1736 Место рождения: Турин, Италия Дата смерти: 10 апреля 1813 Место смерти …   Википедия

  • Лагранж Ж. Л. — Жозеф Луи Лагранж Joseph Louis Lagrange Дата рождения: 25 января 1736 Место рождения: Турин, Италия Дата смерти: 10 апреля 1813 Место смерти …   Википедия

  • Лагранж — I Лагранж (Lagrange)         Жозеф Луи (25.1.1736, Турин, 10.4.1813, Париж), французский математик и механик, член Парижской АН (1772). Родился в семье обедневшего чиновника. Самостоятельно изучал математику. В 19 лет Л. уже стал профессором в… …   Большая советская энциклопедия

  • Лагранж Ш. — Шарль Варле Шарль Варле, известный под прозвищем Лагранж (фр. Charles Varlet, dit La Grange; 1639 1692) французский актёр, друг Мольера, исполнитель главных ролей в его пьесах. Для истории Мольера и вообще французского театра в XVII веке… …   Википедия

  • Лагранж Ш. В. — Шарль Варле Шарль Варле, известный под прозвищем Лагранж (фр. Charles Varlet, dit La Grange; 1639 1692) французский актёр, друг Мольера, исполнитель главных ролей в его пьесах. Для истории Мольера и вообще французского театра в XVII веке… …   Википедия

  • Лагранж А. — Анна Каролина Лагранж (Anna Caroline Lagrange; 1825   ?)  знаменитая в своё время французская певица. Выступала на всех больших сценах Италии, посетила Париж, Вену; Берлин, Петербург, Америку, Мадрид. При написании этой статьи использовался… …   Википедия

  • Лагранж А. К. — Анна Каролина Лагранж (Anna Caroline Lagrange; 1825   ?)  знаменитая в своё время французская певица. Выступала на всех больших сценах Италии, посетила Париж, Вену; Берлин, Петербург, Америку, Мадрид. При написании этой статьи использовался… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»