МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

    (MЈximoj Т `Omologht»j), прп. (ок.580–662), визант. подвижник, борец за Православие. Род. в семье

    константинопольского аристократа; получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при имп. Ираклии. После того как правительство перед лицом арабо–иранской угрозы начало сближение с вост. нехалкидонскими церквами, приняв компромиссную христологию (монофелизм), М.И. удалился от мира и постригся в монахи. Вначале жил в одной из малоазийских обителей, но затем покинул ее, чтобы принять участие в борьбе с ересью. Вместе с иерусалимским патр. Софронием и папой Мартином I он отстаивал Православие от посягательств императора–монофелита. В 653 М.И. арестовали вместе с папой Мартином I по обвинению в государств. измене и подвергли пыткам. На допросах он говорил: «Я думаю не об единении или разделении римлян и греков, а о том, чтобы не отступить от правой веры». Сосланный во Фракию, он продолжал антимонофелитскую полемику, был вновь доставлен в Константинополь, где после пыток ему отрезали язык и руку. Скончался Исповедник в темнице на Кавказе (Мингрелия). Память М.И. Правосл. Церковь празднует 21 января и 13 августа.

    М.И. был одним из выдающихся правосл. мистиков, продолжавших традицию *Дионисия Ареопагита. Основные идеи его учения связаны с тайной Боговоплощения, к–рое совершилось ради обожения человеч. природы. Бог воплотился не только потому, что человек пал, но потому, что обожение Адама входило в предвечный замысел Божеств. Домостроительства. Эти основополагающие взгляды не позволили М.И. мириться с христологией монофелитства, отступавшего от учения о Богочеловечестве.

    К экзегетич. трудам М.И. относятся его «Вопросы и ответы» (626), «Вопросы к Фалассию» (ок.630), разъясняющие «апории», отд. *ТРУДНЫЕ МЕСТА БИБЛИИ, «Вопросы к Феопемпту Схоластику». Кроме того, М.И. написал толкование на 59–й псалом и на *Молитву Господню. Эти толкования во многом обусловлены традицией *александрийской школы. Главным для М.И. был смысл таинственный, иносказательный. Слова ПИСАНИЯ служили ему отправной точкой для возвышенного богословствования. Как отмечал патр.*ФОТИЙ, ответы М.И. «далеки от прямого смысла и известной истории, и даже от самих вопросов». По словам архиеп. *Филарета (Гумилевского), из творений М.И. «видно, что он знаком был как с переводами Симмаха и Феодотиона, так и с Мишною и еврейским текстом Свящ. писания». Весьма часто М.И. прибегал к *аллегорическому методу толкования. Так, напр., он рассматривал милоть прор. Илии как образ умерщвления плоти, а прошение о хлебе насущном в Молитве Господней толковал в духовном смысле. Важно отметить учение М.И. о *богочеловеческой природе Свящ. Писания. В коммент. на «Отче наш» он писал: «Нельзя говорить, что благодать одна давала святым познание тайн: иначе пришлось бы допустить, что ПРОРОКИ не понимали ничего из открытого им». В Откровении «Святой Дух производит в святых познание тайн не без естественной силы познания». В трактате «Тайноводство», следуя *Оригену, М. пишет: «Историческая сторона во всем Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, составляет тело, а смысл Писаний и цель их изображает душу».

     M i g n e. PG, t.90–91; в рус. пер.: О Богословии и воплощении Сына Божия, к Фаласию, ХЧ, 1830, ч.38, 1835, ч.1,2; Толкование на молитву «Отче наш», М., 1853; Тайноводство, в кн.: Писания св. отцов Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения, I, СПб., 1855; то же, ЖМП, 1987, № 4, 5, 7, 8, 10; Подвижнич. слово, Четыреста глав о любви, Умозрительные и деятельные главы, — «Добротолюбие», М., 1900, т.3; Вопросоответы Фаласию, БВ, 1916, № 5, 6, 1917, № 1–3, 8–12.

     Еп. А л е к с и й (Дородницын), Прп. М. И., ВиР, 1905, № 3; Е п и ф а н о в и ч С.Л., Прп. М. И. и визант. богословие, К., 1915; е г о ж е, Материалы к изучению жизни и творений прп. М. И., К., 1917; свящ.К е к е л и д з е К., Сведения грузинских писателей о прп. М. И., ТКДА, 1912, № 9, 11; О р л о в И.А.,Труды св. М. И. по раскрытию догматич. учения о двух волях во Христе, СПб., 1888; Св.М. И. житие, пер., изд., и примеч. *Муретова М.Д., БВ, 1913–15; С и д о р о в А.И., Некоторые замечания к биографии М. И., «Визант. временник», 1986, т.47;

    «Connaissance des P–res de l’Eglise», 1985, № 17; NCE, v.9 (там же приведена иностр. библиогр.); S h e r w o o d P., An Annotated Data — List of the Works of Maximus the Confessor, Roma, 1952; см. ст. Святоотеческая экзегеза.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "МАКСИМ ИСПОВЕДНИК" в других словарях:

  • Максим Исповедник — Μάξιμος ο Ομολογητής …   Википедия

  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК —         (греч. , лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, 13.8.662, Лазика), визант. мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с 613 14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало… …   Философская энциклопедия

  • Максим Исповедник — и последняя христологическая баталия     Максим (579/80 662) это последний самобытный голос греческой Патристики. Среди его работ: Недоуменное , переведенная на латинский Иоанном Скотом Эриугеной (где обсуждаются сложные пассажи из Дионисия и… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК — (около 580 662), византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, в 662 подвергнут мучениям (отсечению языка и правой руки), сослан. Комментатор Ареопагитик . Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника… …   Современная энциклопедия

  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК — (ок. 580 662) византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, подвергнут мучениям, сослан. Комментатор Ареопагитик . Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника восстановить целостность своей природы и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Максим Исповедник — (ок. 580 662 гг.) византийский богослов, монах, игумен Любовь к Богу (…) не терпит ненависти к человеку. Удобнее грешить мыслью, нежели делом. Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Максим Исповедник — (Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, 13 августа 662, Лазика) византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613 14 монах. С 642 г. выступает как ведущий оппонент покровительствуемого правительством… …   Энциклопедия культурологии

  • Максим Исповедник — (около 580 662), византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, в 662 подвергнут мучениям (отсечению языка и правой руки), сослан. Комментатор “Ареопагитик”. Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Максим Исповедник — (около 580  662), византийский православный богослов, монах, игумен, главный оппонент монофелитов, в том числе патриарха Константинопольского Сергия и императора Ираклия. В 653 был арестован, подвергнут мучениям (урезанию языка и отсечению правой …   Энциклопедический словарь

  • Максим Исповедник — (греческое Махimos Homologēte̅́s, латинское Maximus Confessor)         (около 580, Константинополь, 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613 614 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент… …   Большая советская энциклопедия

  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК — (Maximos omologntns) (580 3.VIII.662) визант. богослов и церковно политич. деятель. Виднейший противник монофелитства и сторонник православия. При имп. Ираклии М. И. состоял на гос. службе, ок. 613 614 принял монашество. Значит. часть жизни… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»