МИХАИЛ Лузин

МИХАИЛ Лузин

    (Матвей Иванович Лузин), еп. (1830–87), рус. правосл. экзегет, один из пионеров отечеств. библеистики. Род. в Нижегородской губ.

    Окончил МДА (1854); по окончании принял постриг и был рукоположен в иеромонаха. В 1855 удостоился звания магистра и оставлен при академии на кафедре Свящ. ПИСАНИЯ НЗ. С 1859 профессор, а с 1861 по 1870 инспектор МДА. За работу о *Ренане М. было присвоено звание доктора («О Евангелиях и Евангельской истории, по поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»», ПТО, 1864, т.23). На докторском диспуте, где присутствовали мн. представители рус. образов. общества (в т.ч. Аксаков и Самарин), речь М. произвела «блистательное впечатление». Ректор академии *ГОРСКИЙ характеризовал М. как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних отцов и учителей Церкви, равно как и новейшими», и одобрял его «усердие в сообщении своих познаний студентам». В 1876 по желанию Свят. Синода М. был назначен ректором МДА на место почившего Горского. В 1878 М. был хиротонисан во еп. Уманского, а с 1883 до конца дней управлял Курской епархией.

    «Если вообще не легко бывает стать твердо на ноги всякому преемнику великого предшественника, — писал один из выпускников академии, — то преемнику Горского это было труднее, чем кому бы то ни было». Прочного авторитета М. не удалось завоевать, что объяснялось не только его замкнутым характером, но и особой ролью М. в рус. библ. науке. У него было три крупных предшественника: митр.*Филарет (ДРОЗДОВ), прот.*ПАВСКИЙ и *Бухарев. Но первый уделял основное внимание богосл. аспекту библеистики, второй — аспекту филологич. (к тому же деятельность его была прервана), а третьего волновали церк. — обществ. проблемы. М. фактически стал в России зачинателем полемики с *отрицательной критикой библейской Запада. «На мою долю, — говорил он, — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями». Идя непроторенным путем, М. вынужден был спешно перерабатывать необъятный материал по тогдашней европ. науке о Писании. Он констатировал факт отставания рус. библеистики и хотел, чтобы его ученики «усвоили плоды западной апологетики». М. излагал и разбирал взгляды *Паулюса, *Штрауса, *Ренана, что само по себе казалось рискованным новшеством. Рус. экзегет знал, что упущено немало. «Работы, — говорил он, — работы над наукой, как можно скорее, работы нам нужно прежде всего». Эта необходимость спешить сказалась отрицательно на его собств. книгах. Значит. часть печатных трудов М. превратилась в пересказ и перевод зап. авторов (*Кайля и др.). В связи с этим проф. МДА *ГОРСКИЙ–ПЛАТОНОВ подверг книги М. язвительной критике, хотя и признал их «добрыми и полезными для общества». Критич. статьи Горского–Платонова подорвали авторитет М. в академии. Тем не менее многие позднее признавали, что М. открыл новую эпоху в *правосл. библеистике. Его ученики, нашедшие более самостоят. пути, были немалым ему обязаны.

     Беседа Иисуса Христа с Никодимом, ПТО, 1862, т.21; О тексте синайской рукописи Библии, там же, 1863, т.22; О так называемом Ев. от евреев, М., 1864; Введение в новозав. книги Св. писания, М., 1869 (пер. исагогики *ГЕРИКЕ); Толковое Евангелие, кн.1–3, М., 1870–74; Библ. письменность, канонич., неканонич. и апокрифическая, ЧОЛДП, 1872, № 1–2; Библ. канон свящ. книг, ветхозав. и новозаветных, там же, № 5–6; Столетие из истории толкования Библии у нас в России, в кн.: Годичный акт в МДА, 1877, М., 1878; СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ св. Апостолов, К., 1890; Библейская наука (посмертное издание академич. лекций, вышедшее под ред. Н.*Троицкого), кн.1–8, Тула, 1898–1903, кн.1: Очерк истории толкования Библии, 1898; кн.2: ПЯТИКНИЖИЕ Моисеево, 1899; кн.3: Историч. книги ВЗ, 1899; кн.4: Учительные книги ВЗ, 1900; кн.5: ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЗ, 1901; кн.6: Св. прор. Исайя и книга его пророчеств, 1901; кн.7: Св. пророк Иеремия и книги его пророчеств, и Плач Иеремии, 1902; кн.8: Св. ПРОРОКИ Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств, 1903; Толковый АПОСТОЛ, кн.1–2, К., 19052; Библейская наука. Из академич. чтений (Новозав. цикл лекций), кн. 1–6, Тула, 1906, кн.1: По Евангелию; кн.2: апостол Павел и его время; кн.3: Римская церковь и посл. к Римлянам; кн.4: Коринфская церковь и посл. к Коринфянам; кн.5: Колосская церковь и посл. к Колоссянам; кн.6: Фессалоникийская церковь и посл. к Фессалоникийцам.

     Г о р с к и й — П л а т о н о в П.И., О трудах архим. М., ст. 1–2, М., 1873; И о а н н (Снычев), РПИ, т.5; «Московские Ведомости», 1871, ноябрь (отчет о диспуте); Ответ архим. М. на ст. Горского–Платонова, ЧОЛДП, 1873, № 3; *С м и р н о в С.К., История МДА, М., 1879; У Троицы в Академии, М., 1914.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МИХАИЛ Лузин" в других словарях:

  • Михаил Лузин — (в миру Матвей Иванович; 1830 1887) богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и принял монашество; был при ней (1854 1877) бакалавром и проф. по кафедре Св. Писания, инспектором (1861 1870) и ректором (1876 1877) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Михаил (Лузин) — Епископ Михаил (в миру Матвей Иванович Лузин; 1830(1830), село Шава, Макариевский уезд, Нижегородская губерния  21 марта (1 апреля) 1887)  епископ Русской православной церкви, Курский и Белгородский. Духовный писатель, богослов, экзегет …   Википедия

  • Михаил (Лузин) — I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830 1887) богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и принял монашество; был при ней (1854 1877) бакалавром и проф. по кафедре Св. Писания, инспектором (1861 1870) и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Михаил (Лузин) — – в мире Матвей Ив. Лузин, 1830 1887 г., богослов. Воспитанник московской дух. академии; был при ней же с 1876 1877 ректором. Затем ректором киевской акад., уманским епископом и в 1883 г. – еписк. курским и белгород. Ему принадлежит… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Михаил (Лузин, Матв. Ив.) — проф. по каф. Свящ. Писания Киев. дух. акад., потом еписк. курский, с. причетн. с. Шавы, Макарьев. у., Нижегор. г., р. 1830, † в Курске 20 мар. 1887. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Михаил (в миру Матвей Иванович Лузин) — богослов (1830 1887). Учился в Московской духовной академии, где занял кафедру святого Писания. Был епископом Уманским, потом Курским и Белгородским. Главные его труды: О крещении через погружение и обливание ( Прибавление к творчеству святых… …   Биографический словарь

  • Михаил епископ уманский курский и белгородский — Михаил (в миру Матвей Иванович Лузин; 1830 1887) богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и принял монашество; был при ней (1854 1877) бакалавром и проф. по кафедре Св. Писания, инспектором (1861 1870) и ректором …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Михаил (Богданов) — Епископ Михаил …   Википедия

  • Михаил Алексеевич Лаврентьев — Лаврентьев Михаил Алексеевич Дата рождения: 6 (19) ноября 1900(19001119) Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 15 октября 1980 …   Википедия

  • Михаил Лаврентьев — Лаврентьев Михаил Алексеевич Дата рождения: 6 (19) ноября 1900(19001119) Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 15 октября 1980 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»