СЕРГИЙ Страгородский

СЕРГИЙ Страгородский

    (Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867–1944), рус. правосл. церк. деятель и богосл. Род. в

    г.Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. Окончил СПб.ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890–93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. вел курс Свящ.ПИСАНИЯ НЗ в СПб.ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афинах. В 1895 С. защитил магистерскую дисс. «Правосл. учение о спасении» (Cepr.Пoc., 1895), к–рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб.ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. религ. — филос. собраниях, организованных *Мережковским. В 1905 С. назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 — член Свят.Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. правительством. В период 1934–43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время 2–й мировой войны С. вдохновлял патриотич. деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. был избран Патриархом Московским и всея Руси.

    Магистерская работа С. внесла огромный вклад в понимание библ. *сотериологии. Схоластическое богословие, оказавшее влияние и на правосл. мысль, опираясь на нек–рые выражения ЕВАНГЕЛИЯ и ап.Павла, создало теорию «сатисфакции», к–рая носила юридический характер. Эта теория рассматривала тайну спасения формально, по образу и подобию правовых отношений (удовлетворение гнева Божьего через искупительную смерть Христа, через добрые дела и заслуги верующих). С. подчеркнул, что методологич. ошибкой теории было вырывание отд. образов и слов из контекста библ. и церк. учения.

    Понять это учение правильно нельзя, «если мы будем пользоваться Свящ.Писанием или Преданием только как сборником бессвязных изречений, а не как единым словом Божиим, не как выражением цельного мировоззрения. Все эти юридические следы необходимо сопоставить с длинным рядом идей, которые тоже были постоянно на устах священных писателей и оо. Церкви и которые тем не менее прямо отрицают юридическое жизнепонимание» (с.71).

    Собрав воедино свидетельства Библии и святоотеч. Предания, С. показал, что в них господствует учение о спасающей любви Божьей, приобщении к высшей жизни через веру во Христа, приобщении, к–рое дается не только в *посмертном бытии, но и в этой жизни (с.115). Социоморфные выражения Библии в свете целостного восприятия библ. и святоотеч. богословия не могут быть аргументом в пользу юридической теории. Их следует рассматривать как условный язык, приспособленный к уровню определенного круга читателей.

    «Попытки обосновать добродетель на побуждениях, чуждых чистой нравственности, на выгоде или пользе, имеют в Свящ.Писании и Предании происхождение совершенно случайное, обусловленное степенью развития читателей и слушателей, а совсем не существом того учения, к–рое там проповедуется» (c.95).

    В период, когда С. был ректором и проф. Петерб. ДА, он много занимался библ. текстологией. Известно, что и позднее в течение мн. лет он ежедневно изучал евр. и греч. текст писания. Он был убежденным сторонником теории, согласно к–рой *СЕПТУАГИНТА отразила древние варианты чтения, многие из к–рых были утрачены в масоретских рукописях (впоследствии дискуссия о соотношении Септуагинты и *масоретского текста была разрешена благодаря открытию неск. *рукописных традиций в *Кумранских текстах Библии). Ряд толкований ВЗ С. поместил в неофиц. богосл. журнале.

    Хотя впоследствии в своих работах С. уже меньше обращался к библ. проблематике, все его дальнейшие труды были проникнуты Духом Писания. До конца дней «библейский час» входил в постоянный распорядок его чтения. Одна из поздних его работ была посвящена тайне Воскресения Христова («Воскресение Христово в отличие от Воскресения Лазаря», ЖМП, 1933, № 16–17; то же, ЖМП, 1973, № 10). В этой статье он указал, что в *иконописи Лазарь обычно изображается выходящим из

    гроба; икон же, где был бы изображен сам момент Воскресения Христова, нет. Отличие обьясняется тем, что по природе своей эти события не были тождественными. Лазарь вернулся к временной жизни; между тем пасхальная тайна знаменовала полное преображение человеческого естества Христова.

     Вопрос о личном спасении, Серг.Пос., 1895; Вечная жизнь как высшее благо, М., 1895; Происхождение пастырского спужения и его необходимость, БВ, 1900, № 8; ЗАКОН Божий, написанный в сердце человека, СПб., 1904.

     Архиеп.(ныне митр.) В л а д и м и р (Сабодан), Актовая речь в МДА (о жизни и трудах С.), ЖМП, 1973, № 11; архиеп.(впосл. митр.) Г у р и й (Егоров), Литературные труды Патриарха С., ЖМП, 1954, № 5,7; Патриарх С. и его духовное наследство, М., 1947; архим.Ф е о г н о с т, Памяти выдающегося рус. богослова–экзегета, ЖМП, 1960, № 10.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СЕРГИЙ Страгородский" в других словарях:

  • Сергий (Страгородский) — Патриарх Сергий 12 й Святейший Патриарх Московский и всея Руси …   Википедия

  • Сергий Страгородский — (Иван Николаевич Страгородский; 1867 1944)    Патриарх Московский и всея Руси. Родился в г. Арзамасе, в семье священника, окончил Санкт Петербургскую Духовную академию, защитил магистерскую диссертацию, служил в составе православной миссии в… …   Православие. Словарь-справочник

  • Сергий Страгородский — (в миру Иван Николаевич, род. в 1867 г.) духовный писатель. По окончании курса в СПб. духовной академии был миссионером в Японии, инспектором Московской духовной академии, архимандритом при русском посольстве в Греции, помощником начальника… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сергий Страгородский — (1867 1944) Патриарх Московский и всея Руси. Известный.богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона патриарший местоблюститель, то есть фактический глава Русской Православной Церкви. В 1927 году в… …   Православный энциклопедический словарь

  • Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси — Патриарх Сергий 12 й Святейший Патриарх Московский и всея Руси …   Википедия

  • Сергий (Страгородский) , Патриарх Московский и всея Руси — Патриарх Сергий 12 й Святейший Патриарх Московский и всея Руси …   Википедия

  • СЕРГИЙ — (Страгородский Иван Николаевич) (1867 1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 патриарший местоблюститель, одновременно с 1934 митрополит Московский и Коломенский. В Великую Отечественную войну …   Современная энциклопедия

  • СЕРГИЙ — (Страгородский Иван Николаевич) (1867 1944) патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 патриарший местоблюститель, одновременно с 1934 митрополит Московский и Коломенский. В Великую Отечественную войну… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сергий — (Страгородский Иван Николаевич) (1867 1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 патриарший местоблюститель, одновременно с 1934 митрополит Московский и Коломенский. В Великую Отечественную войну …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сергий (Патриарх Московский) — Патриарх Сергий …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»