СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

    прп. (ок.949–1022), визант. подвижник, мистик и писатель. Род. на севере М.Азии, в Пафлагонии, в богатой и знатной семье. По–видимому, при крещении ему было дано имя ГЕОРГИЙ. Привезенный родителями в Константинополь юношей, он учился в школах столицы и готовился к императорской службе. Однако призвание к духовному подвигу оказалось сильнее соблазнов светской карьеры, и после длительной внутренней борьбы Симеон ушел в монастырь. В этом шаге решающим для него было влияние его духовника старца Симеона Благоговейного (к–рого преподобный впоследствии чтил как святого). Ок.980 Симеон был избран настоятелем м–ря св.Маманта и приобрел известность в столице как праведный и мудрый наставник. Стремление преобразовать монашескую жизнь вызвало длительный конфликт между Симеоном и насельниками обители. Настоящим гонениям он подвергся со стороны митр.Стефана Никомидийского, считавшего, что Симеон

    вводит непозволительные новшества. Отправленный в ссылку, С.Н.Б. основал там новый м–рь, где и скончался после 13–летнего настоятельства. Канонизирован С.Н.Б. был поздно (точная дата неизвестна), но уже рус. подвижник прп.НИЛ Сорский в 16 в. именует его святым. Впервые житие С.Н.Б. написал его ученик Никита Стифат (11 в.). Творения С.Н.Б. были изданы в свободном переложении на новогреч. язык Дионисием Загорейским в кон. 18 в.

    С.Н.Б. не был экзегетом, но его «Слова», «Гимны» и др. произведения тесно связаны со Свящ.Писанием. БИБЛИЯ была для него важнейшим источником церк. *Предания. Обращаясь к высшим представителям иерархии, он писал: «ПАТРИАРХИ, если вы не друзья Бога, если не сыновья, если не боги по положению, то есть подобные Богу по природе, по благодати, данной вам свыше, отступите от престолов, и шедше, прежде всего вразумите себя от Божественных Писаний» (Богословские и нравственные слова, 3, 590 сл.; здесь и далее пер. архиеп.Василия Кривошеина). Чтение Библии и размышление над ней С.Н.Б. считал незаменимой духовной пищей (там же, 12, 1 сл.). Пережив опыт благодатного озарения, подвижник видел в нем гл. цель христ. жизни. Он много писал о тайне первородного греха и о возрождении человека силой Божьей. Люди пали, пожелав стать как боги, но вместо этого оказались в рабстве у греха. И все же падение не упразднило нашей свободы. В отличие от блж.*Августина, С.Н.Б. утверждал, что *Грехопадение не имеет фатальной силы, что люди с помощью Христа могут «свободно избрать правый путь». Христос «восстановил их снова не в рай, откуда они ниспали, но возвел на самое небо небес» (Огласительные слова, 5, 350 сл.). Тайна единения со Христом есть средоточие мистики С.Н.Б. Без этого единения даже слова Библии остаются мертвыми. Писание нужно нам не для удовлетворения любопытства и не для игры праздной мысли и споров. Познание его — ничто без духовного опыта. «Если ты скажешь, — пишет он, — что научишься ей (воле Христовой — А.М.) из Святых Писаний, я спрошу, как ты, весь мертвый и во тьме лежащий, можешь услышать ее или ее исполнить, чтобы удостоиться жить и видеть Бога? Никоим образом» (Богословские и нравственные слова, 4, 427 сл.). Того, кто знает Библию, но не имееет опыта духовного возрождения и просветления, С.Н.Б. сравнивает с человеком, несущим сундук с сокровищами, но не ведающим о том, что в нем содержится (Огласительные слова, 24). Именно поэтому С.Н.Б. отрицательно относился к искусственным *аллегорическим методам толкования: он видел в них лишь тщетные усилия ума, не просвещенного Духом Божьим. Следуя исконному святоотеч. апофатизму, С.Н.Б. считал, что в Писании мы имеем дело преимущ. с *символами. Божьи Глаголы «невыразимы всецело человеческим языком и совершенно невместимы для человеческого слуха». Мистическая традиция С.Н.Б. нашла свое развитие в визант. и рус. исихазме (свт.ГРИГОРИЙ Палама, прп.нил Сорский и др.). Память С.Н.Б. Правосл. Церковь празднует 13 марта.

     Первое издание творений С.Н.Б. на языке оригинала было осуществлено католич. патрологами при участии рус. правосл. архиеп.Василия (Кривошеина). Оно вышло в серии «Христианские источники» (SC) с франц. пер. в 1957–73 гг. Все рус. пер. были сделаны с новогреч. переложения Дионисия Загорейского: «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы, и каков должен быть священник», ХЧ, 1823, т.12; Слова С.Н.Б., М., 18922, пер. свт.*Феофана (Говорова), по определению еп.Василия (Кривошеина), это «пересказ пересказа»; Божественные гимны преподобного С.Н.Б., пер. иером.Пантелеймона (Успенского), Серг.Пос., 1917.

     Архиеп.В а с и л и й (Кривошеин), Преподобный С.Н.Б. (949–1022), Париж, 1980 (наиболее полный труд на рус. яз.); eп.B е н и а м и н (Милов), Преподобный С.Н.Б. о цели христ. жизни, ЖМП, 1979, № 11, 1980, № 3–4; *Л е б е д е в А.П., Визант. образованность, ЧОЛДП, 1877, № 11–12; иером.П а н т е л е й м о н (УСПЕНСКИЙ), Из записок путешественника по Афону (К вопросу об изучении творений преп.С.Н.Б.), БВ, 1915, № 1; архим. (ныне архиеп.) С и м о н (Новиков), С.Н.Б. — учитель опытного богословия, ЖМП, 1966, № 11; еп.Ф е о ф а н

    (Говоров), Жизнь преподобного С.Н.Б., ДЧ, 1877, ч.1, № 1–4; иностр. библиогр. см. в труде архиеп.Василия.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Смотреть что такое "СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ" в других словарях:

  • Симеон Новый Богослов — Икона преп. Симеона Нового Богослова …   Википедия

  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ —     СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (Συμεών ό νέος θεολόγος) (2 я пол. 10 нач. 11 в.) византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит “Житие”, написанное его учеником Никитой Стифатом. Согласно хронологии… …   Философская энциклопедия

  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — (949 1022), византийский религиозный писатель, поэт, философ мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам …   Современная энциклопедия

  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — (949 1022) византийский религиозный писатель, поэт, философ мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам …   Большой Энциклопедический словарь

  • Симеон Новый Богослов — (949, Галатия (Пафлагония), 1022, Хрисополис), византийский религиозный писатель и философ мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Б. развивают тему самоуглубления,… …   Энциклопедия культурологии

  • Симеон Новый Богослов — (949 – 1022), византийский религиозный писатель, поэт, философ–мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Симеон Новый Богослов — препод., писатель, родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей; воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Симеон Новый Богослов — (949 1022), византийский религиозный писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском монастыре, затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. Центральные темы сочинений Симеона Нового Богослова  мистическое озарение и просветление… …   Энциклопедический словарь

  • Симеон ("Новый Богослов") — ( Новый Богослов ) – препод., писатель, родом из Галаты, получивший воспитание в Константинополе. Скончался С. в 1032 году; память его 12 марта и 12 октября. Из его трудов известны: Главы деятельные богословские , Слово о вере , Слово о трех …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Симеон Новый Богослов — (946 1021)    преподобный, родился в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но,… …   Православие. Словарь-справочник

Книги

Другие книги по запросу «СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»