ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ

ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ

    еп. (ок.350–428), сир. грекоязычный богослов и экзегет, представитель *антиохийской школы. Род. в Антиохии в аристократич. семье. Вероятно, родители его были

    христианами. Брат Ф., свт.*Полихроний Апамейский, стал, как и он, известным церк. деятелем. Светское образование Ф. получил в школе знаменитого языческого ритора Либания, представителя «поздней софистики». Богословским наставником Ф. был *ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ. В школе Либания Ф. сблизился с *Иоанном Златоустом, дружбу с к–рым сохранил до конца жизни святителя. Златоуст писал, что никогда не забудет его любви, «искренней, горячей, неподдельной и бесхитростной» (Письмо 98). Окончив курс наук, Ф. и свт.ИОАНН удалились в м–рь, решив посвятить себя подвижнич. жизни. Правда, Ф. какое–то время колебался и хотел покинуть м–рь, но ПОСЛАНИЯ Златоуста («К Феодору падшему») вернули его на духовное поприще. Ок. 383 Ф. был рукоположен еп.Флавианом, а в 392 стал еп. киликийского г.Мопсуестии. Писать Ф. начал еще будучи мирянином. Гл. темой его трудов была БИБЛИЯ и борьба с ересями (арианством и др.). При свойственной ему полемической горячности он унаследовал тяжелый витиеватый стиль «поздней софистики». В трудах Ф. прослеживается центр. идея о д в у х ф а з н о с т и р а з в и т и я всего существующего. Триединый Бог ведет творение от несовершенства и неустойчивости к совершенству. По его мнению, контраст двух этапов призван показать твари благость Создателя. Это учение Ф. сказалось и на его *христологии. Исповедуя веру во Христа как Бога и человека, Ф. считал, что и на Него распространяется ЗАКОН двухфазности. Божество обитало во Христе с самого начала, но раскрывалось постепенно. Более того, Ф. полагал, что Бог соединился с человеком во Христе не «по существу» (ибо Бог и человек разноприродны), но в особом акте благой Божественной воли. Эти домыслы Ф. стали впоследствии поводом для обвинения его в ереси. Впрочем, при жизни Ф. считался светилом Православия, и взгляды его были осуждены лишь через 125 лет после его смерти (на V *Вселенском соборе), в связи с борьбой против несторианства, к–рое опиралось на авторитет Ф.

    Ф. писал толкования на мн. книги Библии: на Пс, Быт, Иов, Еккл, Песн, *Исторические книги ВЗ, *Малых пророков, ЕВАНГЕЛИЯ (Мф, Лк, Ин), Деяния и послания ап.Павла (Гал, Еф, Флп, Кол, 1–2 Фес, 1–2 Тим, Тит, Флм). Но большинство этих комментариев сохранилось лишь в фрагментах. Полностью до нашего времени дошли только комментарии к Малым пророкам и к посланиям. Проблемам *герменевтики посвящены два труда Ф.: «Об АЛЛЕГОРИИ и истории» и «О неясности речи». Оба они утрачены.

    Следуя своему учителю Диодору, Ф. отвергал произвол *аллегорич. метода экзегезы, предпочитая прямой историч. смысл текста. Однако он признавал и роль иносказаний в Библии. К большинству своих предшественников он относился пренебрежительно и редко ссылался на них для подтверждения своих мыслей. Он высоко ставил *Септуагинту и комментировал ВЗ по греч. переводу. Лишь иногда, когда было необходимо углубиться в вопросы *семантики, Ф. обращался к евр. тексту. Он верил в *боговдохновенность Свящ. ПИСАНИЯ, однако полагал, что свящ. авторы нередко пишут не под непосредств. вдохновением, а руководствуясь лишь соображениями собств. разума. Нек–рые книги Библии Ф. считал плодом одного лишь человеческого разума и чувства (в частн., Иов, Песн, 1–2 Пар, Езд, Есф, Тов, Иудифь, Прем, 1–3 Макк). Есть основания думать, что он отвергал каноничность ряда новозав. книг (Иак, 2 ПЕТР, 2–3 Ин, Иуд, Откр). Надписания псалмов он также относил к разряду чисто человеч. свидетельств. Следует отметить, что в эпоху Ф. вопрос о составе *канона был еще дискуссионным.

    Толкуя Кн.Бытия, Ф. исходил из своей теории двухфазного развития и поэтому настаивал на том, что АДАМ был создан несовершенным и смертным. Отрицал он и наследств. передачу первородного греха. Ф. считал нелепостью представление о том, что «Бог во гневе и ярости повелел Адаму быть смертным и из–за одного его греха наказал смертью всех людей, даже еще не родившихся». По его словам, «такого нельзя подумать даже и о людях, здравомыслящих и заботящихся о справедливости». Человек грешит, следуя побуждениям собств. воли. В этом плане Ф. был близок к воззрениям *Пелагия, но он подчеркивал, что греховность человека обусловлена его изначальным несовершенством

    и смертностью. Явление Христа положило начало «новому творению», к–рому предназначено бессмертие.

    Оригинальным был взгляд Ф. на ветхозав. пророчества. Отвергая подлинность надписаний псалмов, он тем не менее считал их автором Давида. Давид, по его мнению, был величайшим из пророков, а последующие — лишь подтверждали его слова. Тем не менее Ф. сильно сократил число псалмов, к–рые считались мессианскими. К таковым он относил лишь 2, 8, 44, 90. Прочие он толковал применительно к истории ВЗ. Нек–рые патрологи считают Ф. предшественником библ. *рационализма, но подобная оценка малоосновательна. Своеобразные концепции Ф. были обусловлены не рационализмом, а особенностями его догматич. метафизики.

     M i g n e. PG, t.66; Theodori episcopi Mopsuesteni In epistolas B. Pauli commentarii. Ed.H.Swete, Camb. (USA), 1880–82, t.1–2.

     Г у р ь е в П., Ф., еп. Мопсуестский, М., 1890 (наиб. полное исследование на рус. яз.); Д о б р о к л о н с к и й А., Соч. Факунда, еп. Гермианского в защиту трех глав. М., 1880; *Л е б е д е в А.П., Спор о трех главах и V Вселенский Собор, ДЧ, 1875, ч.3, № 9–12; С о к о л о в П., Толкование ветхозав. писаний в антиохийской школе, ЧОЛДП, 1887, № 12; ЭСБЕ, т.41а; иностр. библиогр. указана в ОDСС, р.1359 и Q u a s t e n. Patr., v.3, р.401–23; см. также ст.Антиохийская школа.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ" в других словарях:

  • Феодор епископ мопсуестский — Родился в Антиохии, около 350 г. Его родители принадлежали к богатому и знатному классу антиохийского общества. Вместе с Иоанном Златоустом и Максимом, бывшим впоследствии епископом селевкийским, Ф. посещал школу знаменитого ритора Ливания. У… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Феодор, епископ Мопсуестский — Родился в Антиохии, около 350 г. Его родители принадлежали к богатому и знатному классу антиохийского общества. Вместе с Иоанном Златоустом и Максимом, бывшим впоследствии епископом селевкийским, Ф. посещал школу знаменитого ритора Ливания. У… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПЕСНИ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА КНИГА — каноническая книга ВЗ, входящая в сборник *Учительных книг. Ее евр. название шир ха–ширим означает «лучшая из песен». Песн состоит из 8 глав. Композиция, содержание, литературный *жанр. Песн представляет собой поэтич. произведение, включающее 7… …   Библиологический словарь

  • ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — событие, к–рое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу. 1. Библейские свидетельства. 3–я гл. Кн. Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Г. как нарушение Божественной воли первыми людьми,… …   Библиологический словарь

  • Разделение церквей — Христианская церковь, в идее своей единая и вселенская, в течение своей исторической жизни подвергалась многократным Р.; некоторые из них миновали, другие дожили до наших дней. Св. Василий Великий видит общую причину всех этих Р. в слабости у… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флавиан св. епископ антиохийский — (Flavianus) св. епископ антиохийский; умер в 404 г. Был энергичным защитником православия против арианства. По проекту Ф. в богослужение введено попеременное пение псалмов хором. Когда в 387 г. в Антиохии вспыхнуло большое восстание, Ф., несмотря …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флавиан, св. епископ Антиохийский — (Flavianus) ум. в 404 г. Был энергичным защитником православия против арианства. По проекту Ф. в богослужение введено попеременное пение псалмов хором. Когда в 387 г. в Антиохии вспыхнуло большое восстание, Ф., несмотря на свой преклонный возраст …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • История создания армянского алфавита — История армянского языка …   Википедия

  • ГЕРМЕНЕВТИКА — (от греч. e·mhneЪw  объясняю) БИБЛЕЙСКАЯ, сумма принципов толкования свящ. книг. Библ. Г. фактически тождественна *экзегетике, хотя и отличается от *экзегезы. Последняя обозначает сам процесс комментирования Библии, в то время как библ. Г.… …   Библиологический словарь

  • ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ — еп. (ок. 330  ок. 394), экзегет и богослов. Род. в Антиохии. Получил классич. образование в Афинах и богословское  под руководством *Евсевия Эмесского. Д. отличался широкой эрудицией. Одно время он возглавлял монашескую общину в родном городе.… …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»