БУССЕ

БУССЕ

    (Bousset) Вильгельм (1865–1920), нем. либерально–протестантский историк религий и исследователь НЗ. Род. в г. Любеке. Учился в Геттингенском ун–те, где впоследствии стал проф. Свящ. ПИСАНИЯ (1889–1916). В последние годы жизни преподавал в Гессенском ун–те. Б. был

    одним из представителей *религиозно–исторической школы в области новозав. исследований. Совместно со своим единомышленником В. Хайтмюллером Б. издавал «Богословское обозрение» («Theologische Rundschau», Tub., 1897–1917) и вместе с *Гункелем редактировал «Исследование религии и литературы Ветхого и Нового Завета» («Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments»: Hrsg. von Bousset W., Gunkel H., Gott., 1903–20).

    В ряде работ и на конференциях, к–рые Б. устраивал в Геттингене, он выступил против идей *тюбингенской школы (о борьбе иудейских и эллинских тенденций в первохристианстве) и против взглядов *Гарнака («острая эллинизация» христианства через гностицизм). По мнению Б., сформулированному в его книге «Религия иудейства в новозаветное время» («Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter», B., 1903), ИУДАИЗМ евангельской эпохи был сам уже в значит. мере эллинизирован и испытал на себе различные инородные влияния (в частн., *маздеизма). При этом Б. рекомендовал не принимать во внимание писания книжников и большинство поздних библ. книг, поскольку они якобы не отражали народной религии. Сама же народная религия была хаотич. синкретизмом, включавшим в свое русло любые течения. Критики Б., хотя и соглашались, что поздний иудаизм испытал на себе чужеродные влияния, настаивали на его внутренней цельности. В дальнейшем отголоски маздеизма действительно были обнаружены в *кумранских текстах, но, как выяснилось, они ни на йоту не изменили основ религии ВЗ. Вызывал возражение и тезис о непреодолимой грани, к–рая отделяла веру элиты от веры народа. «Эта антитеза ученых и народа, — писал правосл. историк МЕЛИОРАНСКИЙ, — в данном случае… совершенно фальшива: еврейские ученые выходили, как самоучки, из народа и никогда не замыкались в кастовую ученость; они учили всех, кто хотел, большей частию даром, и сами брали материалы для своих построений из народного обычного права (*галахи), народных сказаний и легенд (*АГАДА). В огромном их значении для народной именно религии не должен бы сомневаться ученый, который сам отметил значение учительства и проповеди как одну из характерных черт эпохи» (Из лекций по истории и вероучению древней христ. Церкви I–VIII вв., СПб., вып.1, с.23).

    Однако Б. пошел в своих построениях еще дальше. В книге «Господь Иисус» («Kyrios–Christos», Gott., 1913) он выступил с утверждением, что христология первых двух веков истории Церкви исходила не из учения Христа и не из ветхозав. идей, а сформировалась под влиянием мистериальных культов и гностицизма. Представление о Божественном Спасителе, известное будто бы дохрист. гностикам, и культ «Кириоса» (Господа, греч. KЪrioj) у участников мистерий были источником для богословия ап. Павла и всего христианства. Это богословие развивалось совершенно независимо от евангельского Предания вплоть до свт. *Иринея Лионского. Такой подход оказал немалое воздействие на взгляды *Бультмана. Однако он явно шел вразрез с историч. фактами. Мы не находим у ап. Павла ничего, что указывало бы на его зависимость от мистериальных культов, кроме нек–рых особенностей фразеологии (см. ст. ГЛУБОКОВСКИЙ). Что же касается «гностического мифа о Спасителе», то он не доказан ни для одного дохрист. текста. В то же время очевидна генетич. связь НЗ с ВЗ, к–рый был проникнут эллинизмом (в смысле религии) гораздо меньше, чем предполагал Б.

    В последние годы жизни Б. открыто признавал, что его тяготит подмена подлинно религ. мысли изучением прошлого. «В новом богословии, при всем расцвете религиозно–исторического исследования, — писал он в 1920 — мы вот уже более поколения, как обеднели великими системами обобщающих и руководящих идей». Это был результат однобокого развития либеральной теологии.

     Jesu Predigt in ihrem Gegensatz zum Judentum, Gott., 1892; Der Antichrist in der Uberlieferung des Judentums, des NT und der Alten Kirche, Gott., 1895; Die Offenbarung Johannеs, Gott., 1896; Die judische Apokalyptik, B., 1903; Was wissen wir von Jesus?, Halle, 1904.

     М е л и о р а н с к и й Б. М., Еврейство в эпоху Христа, «Странник», 1909, № 6; G e n t h e, S. 215–220; N e i l l S. Ch., The Interpretation of the New Testament, 1861–1961, L., 1964; RGG, Bd. 1, S. 1373–74.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БУССЕ" в других словарях:

  • Буссе — Буссе: Географические названия Буссе  коммуна в департаменте Кот д’Ор Франции. Буссе  город в Буркина Фасо Буссе  село в Амурской области России, административный центр Петропавловского сельсовета Свободненского района. Буссе  …   Википедия

  • Буссе — Карл (Busse, 1872–1918) немецкий поэт, беллетрист и литературный критик.Библиография: «Gedichte», 1892; 7 е изд., 1909; «Ich weiss es nicht», роман из польской жизни, 1892; «Neue Gedichte», 1895, 4 е изд., 1909; «Traume, Novellen», 1895;… …   Литературная энциклопедия

  • Буссе —         внутренний лагунообразный залив (озеро) у северо восточного берега залива Анива в Охотском море. Длина 9 км, ширина 7 км, глубина до 4,5 м. На Ю. З. соединяется с морем узким проходом Суслова, на С. З. с озёрами Б. Вавайское, Б. и М.… …   Большая советская энциклопедия

  • БУССЕ — (busse) Вильгельм (20.3.1878, Берлин – 9.12.1965, Киль), военно морской деятель, контр адмирал (1.6.1940). 7.4.1897 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штейн» и в военно морском училище. 30.9.1899 произведен в… …   Военно-морской флот Третьего рейха

  • Буссе — село Свободненском районе, на левом берегу Амура. Осн. в 1872 г. Названо в честь первого амурского военного губернатора Н. В. Буссе, занимавшего эту должность в 1858 1866 гг. [1, 22] …   Топонимический словарь Амурской области

  • Буссе — 676415, Амурской, Свободненского …   Населённые пункты и индексы России

  • БУССЕ — Буссé [нем. Bousset] Иоганн Франц Вильгельм (3.09.1865, Любек 8.03.1920, Гисен), нем. лютеран. теолог. Учился в Эрлангене, Лейпциге и Гёттингене. 1889 г. приват доцент, профессор по кафедре НЗ в Гёттингене, с 1916 г. в Гисене. Б. считается одним… …   Православная энциклопедия

  • Буссе Н. В. — автор книги Остров Сахалин и экспедиция 1853 54 гг …   Словарь литературных типов

  • Буссе Федор Иванович — Буссе (Федор Иванович) педагог, сын лютеранского пастора, родился в 1794 г. В 1811 г. поступил в число студентов петербургского педагогического института, который был назначен для подготовки учителей в главные училища (потом преобразованные в… …   Биографический словарь

  • Буссе (озеро) — Буссе Координаты: Координаты …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БУССЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»