ВИТАЛИЙ


ВИТАЛИЙ

    (Василий Васильевич ГРЕЧУЛЕВИЧ), еп. (1822–85), деятель церк. просвещения, проповедник, экзегет. Род. в Подольской губ., в семье священника. После окончания СПб. ДА (1847) В. стал законоучителем. В 1849 принял сан священника. Преподавательскую работу В. совмещал с лит. деятельностью. Писал преимущ. на библейские (новозав.) темы. «В трудах отца Василия, — пишет митр. АНТОНИЙ (Мельников), — виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения. Протоиерей Василий гречулевич истолковывал Священное Писание всегда в церковном духе, постоянно ссылаясь на святого *Иоанна Златоуста. Нередко он использовал мысли святителя Феофилакта Болгарского и суждения современных ему богословов и среди них Черниговского святителя *Филарета (Гумилевского). Благодаря печатным трудам он приобрел себе необозримую аудиторию». В 1860 В. основал журн. «Странник» (просуществовавший до 1917). Этот церк. орган сыграл большую роль в деле религ. и богосл. просвещения в России. В 1879 был хиротонисан во еп. Острожского с именем Виталий, а в 1882 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. В сане епископа В. продолжал писать и заботиться о народном образовании (им было основано неск. школ). Проповеди его неоднократно переиздавались. Смелым новшеством В. было произнесение и печатание проповедей на укр. яз., хотя в то время это не поощрялось.

    Лит. деятельность В. совпала с периодом, когда Свящ. Писание все больше стало проникать в народ. В 1863 вышло рус. издание НЗ, а в 1876 и вся рус. БИБЛИЯ, что вызвало острую потребность в надежных комментариях, дабы предотвратить неверное и произвольное понимание Слова Божьего. Этой трудной задаче и отвечали книги В. Важнейшая из них — «Подробный сравнит. обзор Четвероевангелия в хронологич. порядке» (ч. 1–2, СПб., 1859–66).

    Еще блж. *АВГУСТИН обратил внимание на *ПРОТИВОРЕЧИЯ БИБЛЕЙСКИЕ и хронологич. расхождения у евангелистов. В решении этого вопроса библ. наука пошла по двум направлениям. Одни авторы подчеркивали независимость различных евангельских традиций, а также составной характер евангельских повествований (ссылаясь при этом на *Папия, к–рый отмечал, что ев. Марк не придерживался строгого хронологич. порядка в изложении). Такой подход подкреплял преимущ. позиции *отрицательной критики. Другие авторы (напр., современники В. англичане *ФАРРАР и *ГЕЙКИ) пытались, вслед за Августином, согласовать расхождения в Евангелиях. В. избрал средний путь. Он признавал факт не строго хронологич. построения Евангелий. «В повествованиях св. евангелистов, — писал он, — нередко рассказываются одни после других, и даже, по–видимому, в непрерывной связи по времени такие события, которые совершались не непосредственно одно после другого, так что в промежутке их протекло довольно времени и произошло еще многое другое, как открывается из снесения одного ЕВАНГЕЛИЯ с другими. Это–то снесение, или сравнение св. Евангелий между собою, и показывает, как надобно понимать выражения, употребляемые св. евангелистами при означении времени изображаемых ими событий: «тогда», «в те дни», «после сего», «по совершении сего» и проч. Эти выражения не всегда означают у них ближайшее преемство событий, но часто — одну связь между ними или просто последовательность их через неопределенное время». В то же время В. показывал, что разноречия евангелистов в какой–то степени можно примирить, если учитывать цели и намерения каждого из них. Они не были летописцами и не стремились описать все факты, а только те, к–рые были ими избраны.

    Отмечал В. и относительно свободное размещение в Евангелиях речений Христовых. Так, говоря о Нагорной проповеди, он выдвинул предположение, что ев. Матфей, «кроме изложения того, что собственно было при настоящем случае произнесено, хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение сказанному, всю сущность нравственного учения, хотя в разных местах и в разное время преподаваемого». К «Подробному сравнит. обзору Четвероевангелия» примыкает труд В. «Изложение Евангельской истории по руководству Подробного сравнит.

    обзора Четвероевангелия» (СПб., 1861). Следует отметить, что хронологич. реконструкцией В. пользовался *ТОЛСТОЙ при составлении своего «Соединения и перевода четырех Евангелий».

    В конце 70–х гг. В. принял участие в науч. — богосл. дискуссии по вопросу о дате Тайной Вечери и Распятия. Он присоединился к мнению тех, кто считал Вечерю пасхальной, хотя она падала на четверг. В. объяснял это гипотезой об обычае бедняков вкушать пасхальную трапезу в день предпразднества (того же мнения придерживались *ГОРСКИЙ, еп. *Михаил (Лузин), еп. *Филарет (Гумилевский) и др. Об иных точках зрения см. ст. ХРОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ.

     Указатель церковных чтений из свящ. книг Нового и Ветхого Завета на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года, СПб., 1853; Евангельская история, СПб., 1857; Ответ на «ученую полемику» по вопросу о «последней пасхальной Вечери Иисуса Христа и дне Его смерти», «Странник», 1877, № 11; Последняя пасхальная Вечеря Иисуса Христа и день Его смерти, СПб., 1877; НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Спасителя (Сущность христ. учения). — Седлец, 1899; Притчи Христовы, СПб., 18642.

     Архиеп. А н т о н и й (Мельников), Еп. Могилевский и Мстиславский В. Гречулевич, ЖМП, 1975, № 9; К а р г о п о л ь ц е в И. Н., Преосв. В. (Гречулевич), еп. Могилевский и Мстиславский: Биогр. очерк, Екатеринослав, 1887; ПБЭ, т. 3, с.517–19.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ВИТАЛИЙ" в других словарях:

  • Виталий — я, муж.Отч.: Виталиевич, Виталиевна и Витальевич, Витальевна.Производные: Виталя; Таля; Вита (Витя); Витася; Витаха; Виташа; Витуля (Витюля); Витюня; Витюха; Витюша; Витяна.Происхождение: (Лат. vitalis жизненный.)Именины: 7 февр., 5 мая, 11 мая,… …   Словарь личных имен

  • виталий — жизненный; Виталя, Таля, Вита, Витя, Витася, Витаха, Виташа, Витуля, Витюня, Витюха, Витюша, Витяна, Витич Словарь русских синонимов. виталий сущ., кол во синонимов: 5 • виталик (1) • …   Словарь синонимов

  • Виталий — У слова «Виталий» есть и другие значения: см. Виталий (значения). Виталий латинское Род: муж. Этимологическое значение: «жизненный» Отчество: Витальевич, Виталиевич Витальевна, Виталиевна Женское парное имя: Виталия Производ. формы …   Википедия

  • Виталий — св. мученик; обращен ко Христу св. мучениками Иасоном и Сосипатром; пострадал в I в. Память 28 го апреля. Виталий преподобный жил в царствование Гераклия, около 615 г. Память празднуется 22 го апреля …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВИТАЛИЙ — ВИТАЛИАН, ВИТАЛИАНА, ВИТАЛИЙ, ВИТАЛИЯ (лат., от vitalis, vita жизнь). Имя: жизненный, оживленный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ВИТАЛИЙ — (св. В. (III в.)) И ждет умолкнувший амвон, Что пробудившихся Италий Завеет вещий аквилон, И строго ступят из икон Аполлинарий и Виталий. Куз920 (225) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • ВИТАЛИЙ — [греч. Βιτάλιος], свт., еп. Равеннский (пам. греч. 23 июля). Упоминается в визант. календарях: Синаксаре К польской ц. Х в. (SynCP. Col. 835), Типиконе Великой ц. IX ХI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95; Mateos. Typicon. T. 1. P. 348),… …   Православная энциклопедия

  • Виталий — монах. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВИТАЛИЙ — 1. (в миру Устинов Ростислав Петрович) (р. 1910), первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Сын морского офицера. После Гражданской войны эвакуирован с Врангелевской армией из Крыма в Константинополь. Получил образование в кадетском корпусе в… …   Русская история

  • Виталий — в миру Ростислав Петрович Устинов (р. 1910), глава Русской православной церкви за границей, митрополит Восточно Американский и Нью Йоркский с 1986 …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ВИТАЛИЙ» >>