ДЕКАЛОГ

ДЕКАЛОГ

    (греч. DekЈlogoj — Десятословие), десять Моисеевых заповедей. Само слово Д. является переводом евр. наименования заповедей — асéрет ха–дварúм (Исх 34:28), «десять слов», к–рые были написаны «на скрижалях» как «слова Завета». Еще до кон. 18 в. предпринимались попытки отождествить Д. с культовыми заповедями Исх 34:14–26, но эти попытки успеха не имели, поскольку в *ритуальном декалоге отражен оседлый образ жизни (ст. 22, 26). Общепризнано, что Д. — это те заповеди, к–рые мы находим в Исх 20:1–17 и Втор 5:6–21. Среди внебибл. текстов Моисеева и домоисеева времени существуют параллели Д. (в т.ч. в егип. «Книге мертвых»), однако все они сочетают нравств. заповеди со сложным магическим ритуалом (см.: Повесть Петеисе III, в кн.: Древнеегипетская проза, М., 1978). Исключительный характер богооткров. заповедей Д. заключается в том, что он связывает служение Богу н е с о б р я д а м и, а с фундаментальными этич. нормами. В этом смысле Д. не имеет аналогий в рамках своего времени. Вместе с древнейшим Моисеевым исповеданием веры (Втор 6:4–5) Д. выражает с а м у ю с у т ь в е р о у ч е н и я В З — того, что в нем есть непреходящего. Поэтому Христос Спаситель освящает Своим авторитетом Д., сводя его к двум главнейшим заповедям: любви к Богу и любви к человеку (Мк 12:28–31; ср. Мф 22:35–40). Согласно ап. Павлу, 5–10–е речения Д. «заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (РИМ 13:9). Иными словами, ЗАКОН скрижалей содержит ядро *этического монотеизма.

    Представители школы *Велльхаузена, исходя из своей эволюционистской концепции, пытались доказать, что Д. мог возникнуть лишь в эпоху пророков. Но, как показал *КИТТЕЛЬ Р., этот вывод покоится лишь на предубеждении, будто ЭТИЧЕСКИЙ МОНОТЕИЗМ н е м о г существовать в столь раннее время. Анализируя особенности Д., киттель р. и др. библеисты (*БРАЙТ, *МЕНДЕНХОЛ, *РОУЛИ) привели многочисл. доказательства, что его происхождение связано с Моисеем. ПРОРОКИ действительно исходили из учения Д., но они никогда не считали, что это учение открыто ими впервые («отвергли закон Господень», букв. «Тору ЯХВЕ» — Ам. 2:4; «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» — Ос. 8:12; «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь» — Мих. 6:8). Д. не несет следов земледельческого быта. Что же касается субботы, то, как замечает Киттель Р., «и кочующему пастуху известно немало занятий, которые он может в тот или иной день выполнять или не выполнять». По словам Дж. Брайта, Десять заповедей «представляют собой основной и первоначальный элемент веры Израиля». Такие принципы, как ЗАВЕТ, Обетование, историзм Библии и запрет изображать Божество, не были порождением ветхозав. Церкви, а сами формировали ее.

    Согласно гипотезе Г. роули, заповеди Исх 34 существовали еще до Синайского законодательства, к–рое дало *ЭТИЧЕСКИЙ ДЕКАЛОГ. «Переход от первоначального Десятословия к Десятословию этическому, — пишет ученый, — естественно следует связывать с некой выдающейся личностью, и этой личности более, чем любая другая из известных нам фигур, соответствует Моисей».

    Если сравнить версии Д. в Кн.Исход и в Кн.Второзакония, то становится очевидным, что они различаются не по существу, а по дополнениям. «Следует предположить, — писал библеист МДА *ЖДАНОВ, — что в том и другом случае пояснительные слова вставлены». Однако это не может ставить под сомнение каноничность обоих текстов, т. е. и дополнения, сделанные после Моисея, входят в состав книг, признанных Церковью боговдохновенными.

    Порядковое разделение заповедей Д. не одинаково в зап. и вост. церк. традициях. На Западе, начиная с блж. *Августина, заповедь Исх 20:2–3 соединяется с Исх 20:4, а в Исх 20:17 слова «не желай жены ближнего твоего» выделены в отдельную (9–ю) заповедь. Восточная же традиция считает 20:4 (запрет изображений) особой (2–й) заповедью, а 20:17 рассматривает как единую (10–ю) заповедь. Это деление совр. библеисты признают более обоснованным.

    Первоначально Д. был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского *алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней

    мере, до 10 в. до н.э. (Втор 10:5; 3 Цар 8:9). Не известно, когда был утрачен Ковчег, но во *ВТОРОГО ХРАМА ПЕРИОД он уже не существовал.

    Благоговейное отношение к Ковчегу и религиям Моисеева времени привело к тому, что из страха прикоснуться к стрижалям заповеди Д. в основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Д. были сделаны дополнения.

    Новозав. толкование Д. мы находим в Нагорной проповеди Христа Спасителя (Мф 5:21–30). По словам свт. *Иринея Лионского, Господь «учил не в противность Закону, в о с п о л н я я (разр. — А. М.) Закон и вкореняя в нас (разнообразную) праведность Закона <…> Он повелевал воздерживаться не только от (дел), запрещенных Законом, но и от пожеланий их» (Против ересей, IV, 13, 1). Однако следует подчеркнуть, что евангельская этика качественно превосходит «запретительную», элементарную этику Д. Христос не только призывает «любить ближнего, как самого себя», но и любить врагов (Мф 5:44). Он дает н о в у ю заповедь — заповедь о самоотверженной любви, подобной той любви, к–рую Он имеет к людям (Ин 13:34).

     *Ж д а н о в А.А., Десятословие, в его кн.: Из чтений по Свящ. Писанию ВЗ, вып,1, Серг. Пос., 1914; Н а й д е н о в Г., Заповеди Божии и права человека, «Логос», № 15–16; *Ф а р р а р Ф., Голос с Синая, пер. с англ., СПб., 1895; Еnc.Kat., t.3, s.1106–12; W o o d s R o b e r t s B., Ten Comandments, L., 1966. См. также работы Дж.Брайта, Р.*Киттеля и Дж.Э.Менденхола и ст. ПЯТИКНИЖИЕ.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ДЕКАЛОГ" в других словарях:

  • декалог — декалог …   Орфографический словарь-справочник

  • ДЕКАЛОГ — (от греч. deka десять, и logos слово). Десять заповедей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕКАЛОГ греч., от deka, десять, и logos, слово. Десять заповедей. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДЕКАЛОГ —     ДЕКАЛОГ, или десятисловие (греч. δεκαλόγοσ, евр. miçwôt, ст. слав. десятословие) один из древнейших фрагментов Торы (закона иудеев), названный так по числу кратких заповедей (Исх 20:1 17). Предположительно датируется 8 в. до н. э.,… …   Философская энциклопедия

  • декалог — десятисловие Словарь русских синонимов. декалог сущ., кол во синонимов: 3 • десятисловие (3) • …   Словарь синонимов

  • ДЕКАЛОГ — (греческое десятословие), десять заповедей Моисея, написанных на скрижалях; легли в основу религиозно этических норм иудаизма и были восприняты затем христианством …   Современная энциклопедия

  • Декалог — см. Десять заповедей …   Исторический словарь

  • Декалог — Декалог  многозначный термин: Десять заповедей  религиозно этические нормы в авраамических религиях «Декалог»  цикл фильмов Кшиштофа Кеслёвского. См. также Десять заповедей (значения) …   Википедия

  • Декалог (значения) — Десять заповедей этические нормы в авраамических религиях Декалог цикл фильмов Кшиштофа Кеслёвского. (см. также Десять заповедей (значения)) …   Википедия

  • Декалог (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Декалог. Декалог Dekalog …   Википедия

  • Декалог — или десятисловие см. Заповеди …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»