ДИДИМ СЛЕПЕЦ

ДИДИМ СЛЕПЕЦ

    (ок. 313–ок.398), егип. богослов и экзегет. В детстве лишившись зрения, он, однако, сумел получить обширное образование и был назначен главой александрийской катехизич. школы. Д. во многом следовал за *Оригеном, к–рого ставил очень высоко, хотя и корректировал его взгляды в духе православия. У Д. было много учеников среди иноков Египта, слушал его и блж.*ИЕРОНИМ. В период борьбы с арианством Д. проявил себя как убежденный сторонник свт.*Афанасия Великого. Только после кончины Д. нек–рые его теологумены подверглись критике и были осуждены на V Вселенском Соборе.

    От экзегетич. творений Д. сохранились комментарии на Кн.Бытия (Didyme d’Alexandrie, Sur la G№n–se. Texte in№dit d’apr–s un papyrus de Toura, Introd. et notes P.Nautin, L.Doutreleau, P., 1976–78), и на Кн.Захарии. (Didymus sur Zacharia. Texte in№dit d’apr–s un papirus de Toura. Introd., texte critique, trad. et notes de L.Doutreleau, P., 1962), остальное имеется лишь в виде фрагментов. Но есть свидетельства, что он написал толкование на все Свящ. Писание. Блж. иероним руководствовался им в своих библ. трудах. Д., по словам прот. Г.Флоровского, «мыслил библейскими образами и оборотами. Его система есть прежде всего система библейских истин. БИБЛИЯ для него — Божественная и духовная книга, «Богом помазанная» книга. И потому Ветхий и НОВЫЙ ЗАВЕТ различаются только как аспекты, только «в примышлении». ВЕТХИЙ ЗАВЕТ есть временная скиния, тень истины, приготовление к евангельской полноте. Говорившие в тенях, однако, не не ведали истины, которой они были символом, — в частности, это относится к Псалмопевцу, к пророку Исайе. Этим определяется метод Дидима, всегда аллегорический». Впрочем, он не пренебрегал и буквальным смыслом ПИСАНИЯ и признавал необходимость критич. работы над свящ. текстом.

     M i g n e. PG, t.39; L e i p o l d t J., Didymus der Blinde von Alexandria, Lpz., 1905; SC, t.83–5, 233–44; в рус. пер.: Пер. кн. Дидима о Св. Духе, в кн.: Блж. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ, Творения, К., 1879, ч.5.

     Д м и т р и е в с к и й В.Н., Александрийская школа, Каз., 1884; архим.К и п р и а н (Керн), Золотой век святоотеч. письменности, Париж, 1967; прот.Ф л о р о в с к и й Г., Восточные Отцы IV в., Париж, 1931; B a r d y G., Didyme l’Aveugle, P., 1910; B i e n e r t W., «Allegoria» und «Anagoge» bei Didymos dem Blinden, B. — N.Y., 1972.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ДИДИМ СЛЕПЕЦ" в других словарях:

  • ДИДИМ-СЛЕПЕЦ — Дидим Александрийский (ок. 313 398), христианский богослов. Ученик и преемник Афанасия Великого, глава огласительной школы в Александрии. Автор комментариев к Библии, полемических сочинений против арианства и манихейства …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДИДИМ-СЛЕПЕЦ — ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский (ок. 313 398), христианский богослов. Ученик и преемник Афанасия Великого (см. АФАНАСИЙ Александрийский), глава огласительной школы в Александрии. Автор комментариев к Библии, полемических сочинений против… …   Энциклопедический словарь

  • ДИДИМ СЛЕПЕЦ — [греч. Ϫίδυμος Τυφλός; Дидим Александрийский] (313, Александрия ок. 398, там же), христ. писатель, богослов, экзегет. Жизнь Принятая датировка жизни Д. С. опирается на данные Палладия, еп. Еленопольского (Palladius. Hist. Laus. 4). Сведения блж.… …   Православная энциклопедия

  • Дидим Слепец — Дидим Александрийский (около 313  398), христианский богослов. Ученик и преемник Афанасия Великого, глава огласительной школы в Александрии. Автор комментариев к Библии, полемических сочинений против арианства и манихейства …   Энциклопедический словарь

  • Дидим Слепец — Дидим Слепец, Дидим Александрийский (около 313  398), христианский богослов. Ученик и преемник Афанасия Великого, глава огласительной школы в Александрии. Автор комментариев к Библии, полемических сочинений против арианства и манихейства …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дидим Слепец — ДИДИ́М СЛЕПÉЦ, Дидим Александрийский (ок. 313–398), христ. богослов. Ученик и преемник Афанасия Великого, глава огласительной школы в Александрии. Автор комментариев к Библии, полемич. соч. против арианства и манихейства …   Биографический словарь

  • Дидим Слепой — (греч. Δίδυμος ο Τυφλός, Дидим Александрийский; ок. 312 398) греческий христианский писатель, богослов, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов» …   Википедия

  • Дидим — – наз. Слепец , род. в начале VI в. Несмотря на свою слепоту, он, при помощи друзей своих, которые читали ему избранные произведения языческих и христианских писателей, сделался знаменитым учителем александрийской огласительной школы. Д.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДУХОБОРЧЕСТВО — [греч. πνευματομαχία], еретическое учение, отвергавшее божественность Св. Духа. Наибольшее распространение с кон. 50 х по 80 е гг. IV в. получило на востоке Римской империи, в Египте, К поле и Геллеспонте, а также в М. Азии. Источники… …   Православная энциклопедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»