ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ

ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ

    свт. (ок. 190 — ок. 265), еп. Александрийский, отец Церкви, богослов и экзегет. Род. в богатой аристократич. семье араб. происхождения; получил разностороннее домашнее образование в языческом духе. Обращению Д. в христианство способствовало чтение ап. Павла и знакомство с еп. Александрии. Крестившись, Д. стал учеником *Оригена. В начале 30–х гг. он был рукоположен и вскоре назначен руководителем катехизич. школы (233). В 247 Д. становится еп. Александрийским, буквально накануне репрессий против христиан, начатых имп. Децием. Когда Д. был арестован, крестьяне освободили его и, вопреки его воле, укрыли в безопасном месте. В столицу Египта Д., по всей вероятности, вернулся только в 251, когда гонения утихли. В это время святителю пришлось бороться с расколом Новациана, к–рый требовал излишне суровых мер в отношении «падших» (т. е. отрекшихся из страха в дни преследований). Немало тревог принесли Д. хилиасты (в т. ч. еп. Непот), к–рые настаивали на букв. толковании «тысячелетнего Царства Христова» в конце веков. Будучи сторонником аллегорич. метода, Д. выступал против них, но в полемике проявил широту взглядов и терпимость. Миротворцем показал себя святитель и в спорах, действительно ли крещение, совершенное еретиками (РИМ признавал его действительным, Карфаген и Кесария отрицали). В 257, во время гонения имп. Валериана, Д. был отправлен в ссылку, к–рую использовал для проповеди среди язычников. После возвращения он принял участие в борьбе с ересями Савеллия и Павла Самосатского. Всего он занимал кафедру Александрии 17 лет. Правосл. Церковь празднует память святителя 5 октября.

    Экзегетические творения свт. Д. сохранились только в отрывках. «Толкование на Екклесиаста» (остались лишь фрагменты) написано в духе *парафраза и содержит гл. обр. нравств. поучения. Примечательно, что в этом труде Д. отходит от аллегоризма, в частн., толкуя Эдем как земное

    местопребывание первых людей. В отрывках «Толкования на Книгу Иова» Д. объясняет, почему змий (диавол) был назван «хитрым». По словам святителя, его лжемудрость уловляла лишь людей, к–рые еще не достигли совершенства. В комментарии на Гефсиманскую молитву Христа Спасителя Д. говорит: «ИОАНН, записавший на память самые великие и божественные из речей и дел Спасителя, слышал от Него Самого следующие слова: «чашу, юже даде Мне Отец Мой, не имам ли пити ея?’’ А пить чашу значило исполнить служение и, проникшись изволением Отца, мужественно совершить все ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО искупления и пройти ужасные страдания <…> Матфей весьма ясно показывает, что хотя Он и просил, чтобы прошла мимо чаша, однако молился, чтобы это произошло не так, как Он сам хотел, но как хотел Отец. Согласно с этим следует понимать и слова, переданные Марком и Лукою». Т. о., Д. стремился согласовать свидетельства *синоптиков с Ев. от Иоанна.

    Полемический труд «Об обетованиях», направленный против хилиаста Непота, цитируется у *Евсевия Кесарийского («Церк. история», VII, 24–25) и представляет собой святоотеч. образец библ. критики. Сравнивая Откровение и Ев. от Иоанна, Д. признает *боговдохновенность этих книг, но доказывает, что их язык и стиль не позволяют приписать их одному автору. «Самый язык оправдывает предположение о различии ЕВАНГЕЛИЯ и ПОСЛАНИЯ от Откровения. Первые написаны не только без ошибок против греческого языка, но и с особенным изяществом в выражениях при образовании умозаключений и при построении речи; в них весьма трудно найти какое–либо выражение иностранное или неправильное или вообще простонародное: видно, что писатель обладал и тем и другим разумом, так как Господь даровал ему оба — и разум ведения и разум речи. Я не отрицаю, что и тот (т. е. автор Апокалипсиса. — А. М.) видел Откровение, получил ведение и пророчество, но вижу, что речь и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными. Нет нужды указывать здесь на эти речения, ибо не с насмешкою, — да не подумает кто, — сказал я

    это, но только с намерением показать несходство этих сочинений» (Об обетованиях, фрагмент 5).

    Иными словами, святитель допускал постановку исагогических вопросов (в частн., вопроса об *авторстве) независимо от веры в боговдохновенность и не посягая на нее.

    Сохранились также небольшие фрагменты комментариев Д. на Деяния, Посл. Иакова и Посл. к Римлянам. Толкование на Песнь Песней, к–рое ему приписывали, очевидно, принадлежит другому экзегету.

     M i g n e. PG, t.10; The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria, ed. by C. L. Feltoe, Camb., 1904; в рус. пер.: Творения св. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900.

     Д р у ж и н и н А., Жизнь и труды св. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900; ПБЭ, т.4, с.1082–86; архиеп.*Ф и л а р е т (Г у м и л е в с к и й), Историч. учение об Отцах Церкви, СПб., 18822, т.1; B i e n e r t W.A., Dionisius von Alexandrien, B. — N.Y., 1978. Библиогр. на иностр. яз. см.: Q u a s t e n. Patr., v.2, p.101–09. См. также ст. Святоотеческая экзегеза.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ" в других словарях:

  • ДИОНИСИЙ Великий — (Дионисий Александрийский) (ум. ок. 264), глава христианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. Память в Православной церкви 5 (18) октября, в Католической 17 ноября …   Энциклопедический словарь

  • ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Διονύσιος ὁ Μέγας] (кон. II в. 264/5), свт.,исп. (пам. 5 окт., пам. греч. 3 окт.), еп. Александрийский, богослов, церковно общественный деятель. Жизнь Основным источником жизнеописания Д. В. являются сочинения Евсевия Кесарийского… …   Православная энциклопедия

  • Дионисий Великий — отец церкви III века. Сын богатых язычников в Александрии, он получил хорошее образование и сначала проходил профессию ритора; но, убедившись в истине христианства, сделался учеником Оригена и скоро затем возведен в пресвитеры, а с 232 г. был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дионисий Александрийский — Διονύσιος Αλεξανδρείας …   Википедия

  • ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — Дионисий Великий (ум. ок. 264), глава христианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. Память в Православной церкви 5 (18) октября, в Католической 17 ноября …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дионисий Старший — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дионисий. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Дионисий Старший …   Википедия

  • Дионисий Александрийский — Дионисий Великий (?  около 264), глава христианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. * * * ДИОНИСИЙ Александрийский ДИОНИСИЙ Александрийский (ум. ок. 250), христианский мученик, чтец в Александрии, пострадавший в гонение… …   Энциклопедический словарь

  • Дионисий Александрийский — АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ, Дионисий Великий (? – ок. 264), глава христ. огласительной школы в Александрии, епископ с 247 …   Биографический словарь

  • Дионисий — архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего… …   Биографический словарь

  • Дионисий Звенигородский — (в миру князь Даниил Васильевич Лупа; ум. 1538)  монах Иосифо Волоцкого Успенского монастыря, постриженик преподобного Иосифа Волоцкого. Дионисий происходил из знатного рода Звенигородских князей, ведущих своё родословие от выходца из Литвы… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»