ДОДД

ДОДД

    (Dodd) ЧАРЛЗ Гарольд (1884–1973), англ. протестантский исследователь НЗ, богослов и экуменич. деятель. Род. в Рексеме, образование получил в Оксфорде и Берлине, где изучал классич.

    филологию, богословие и эпиграфику. В 1912 Д. рукоположен и назначен пастором в конгрегационалистскую церковь Варвика. В 1915–30 он преподавал Свящ. Писание в Оксфорде, в 1930–35 — библ. *экзегетику в Манчестерском ун–те, в 1936–55 — проф. богословия в Кембридже. С 1950 Д. стал гл. ред. перевода Новой Английской Библии (см. ст. ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ НА НОВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ). Широкую известность приобрело его обращение к Всемирному Совету Церквей, в к–ром он изложил библ. основы общехрист. единения. Книги Д. переводились на мн. европ. языки.

    Большую роль в истории новозав. исследований сыграли две работы Д.: «Притчи о Царстве» («The Parables of the Kingdom», L., 1935) и «История и Евангелие» («History and the Gospel», L. — N.Y., 1938). В них была обоснована теория *«осуществленной эсхатологии», согласно к–рой благовестие Господа о Царстве Божьем относилось не только к будущему, но прежде всего к моменту Его проповеди. Именно Его приход в мир и возвещение Им ЕВАНГЕЛИЯ открыли эру Суда. «Иисус провозглашает, что свершение, Царство Божье, уже пришло в историю, и Он принимает на Себя «эсхатологическую» роль «Сына Человеческого». Абсолютное, «всецело иное» вступило во время и пространство. И поскольку Царство Божье явилось и явился Сын Человеческий, пришли также и Суд, и благословение… Отныне люди будут жить в новой эре, в которой Царство Божье и его благодать и Суд явили себя». С приходом Христа люди уже живут в присутствии Бога, Судии и Спасителя. Что касается апокалиптич. пророчеств евангелия, то, по мнению Д., они — просто традиционная форма, связанная с тогдашней эсхатологич. лит–рой. Мысль о том, что Суд и Царство уже «здесь и теперь», Д. находит у *синоптиков, но еще более определенно она выражена в Ев. от Иоанна. Поэтому ученый и обратился к исследованию Иоанновой традиции.

    Свои выводы он обобщил в трактате «Интерпретация Четвертого Евангелия» («The Interpretation of the Fourth Gospel», Camb., 1953). По словам еп. *Кассиана (Безобразова), это исследование Д. — «плод величайшего труда, огромного напряжения мысли и подлинной любви». Прежде всего Д. указывает на многоликость культуры, в условиях к–рой возникло и получило распространение Ев. от Иоанна. Он подчеркивает, что ЕВАНГЕЛИСТ обнаруживает глубокое знакомство с раввинистич. богословием, александрийским иудейством и зарождающимся гностицизмом (причем Д. подвергает уничтожающей критике гипотезу *Бультмана о мандейском происхождении доктрин 4–го Евангелия). Все указанные точки соприкосновения между Ев. от Иоанна и религ. течениями древности свидетельствуют, по словам Д., о тех кругах, к–рым оно было адресовано, но основа Ев. от Иоанна — вполне оригинальная и библейская. В частн., учение о Логосе только внешне напоминает античное. На самом деле корни его уходят в ВЗ. Большое внимание уделяет Д. «осуществленной эсхатологии», как она отразилась у Иоанна. Д. делит 4–е Евангелие на тематические части: Пролог (1), Книгу Знамений (2–12), Книгу Страстей (13–20) и добавочный эпилог (21). Это деление стало общепризнанным среди библеистов. Все Евангелие имеет целью возвестить жизнь со Христом, к–рая начинается «ныне», и в этом оно тождественно по духу с благовестием ап. Павла. Толкуя духовный смысл Ев. от Иоанна, Д. признает его ценность и как историч. источника, к–рый питается ранним преданием, независимым от синоптического.

    Итогом научно–богосл. деятельности Д. явилась его книга «Основатель христианства» («The Founder of Christianity», L., 1970; рус. пер.: М., 1993). Она выросла из лекций ученого, прочитанных еще в 1954. Книга написана четким классическим языком, но за простотой стиля кроется многолетний опыт исследований. Автор анализирует источники евангел. истории, особенности Личности и благовестия Иисуса и дает очерк Его земной жизни. В противовес деструктивной критике он избегает (подобно мн. англ. библеистам) шатких конструкций и рискованных гипотез. Он убедительно показывает, как за самыми ранними пластами евангельского текста проступает живая Личность Христа во всем ее неповторимом своеобразии. Для Д. Христос и Церковь неразделимы. Само название книги уже является программным. Д. не согласен с теми богословами, к–рые полагают, будто Христос не

    основывал Церкви и она возникла спонтанно в «послепасхальный» период. По словам Д., «Иисус не рассчитывал на реформированный ИУДАИЗМ, хотя знал, что нужна определенная оболочка, в которую вольется вновь возникающая жизнь… Новая оболочка уже начинала обретать форму. Ученики Иисусовы не только были призваны собирать народ Божий; они сами стали его первыми членами, и на них стоит здание будущей Церкви». Их было 12, как праотцев Израиля, и они должны были стать зачинателями новозаветного Израиля, Церкви. Говоря о Тайной Вечере, Д. пишет: «Не может быть никаких сомнений в том, ч т о имел в виду Иисус, когда предлагал Своим ученикам испить чашу Завета. Он фактически поставлял их «членами–основателями» нового народа Божьего».

     Список трудов Д. см.: The Background of the New Testament and Its Eschatology, in honour of C.H.Dodd, еd. by W.D.Davies and D.Daube, Camb., 1956.

     Еп.К а с с и а н (Безобразов), Рецензия на кн.: [Dodd C.H., The Interpretation of the Fourth Gospel, Camb., 1953], ПМ, вып.10, 1955; П о т е н Ж., Новые подходы к проблеме Иисуса из Назарета, «Логос», № 8, 1972; R o b i n s o n J., C.H.Dodd, TTS, S.237–42; NCE, v.16, p.132.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДОДД" в других словарях:

  • Додд — (англ. Dodd)  фамилия. Известные носители: Додд, Кристофер  американский политик, сенатор от штата Коннектикут. Додд, Лес  английский бывший профессиональный игрок в снукер и комментатор этой игры, теперь  тренер. Додд,… …   Википедия

  • ДОДД — (Dodd), Стюарт Картер (р. 1900) – амер. бурж. социолог. Проф. социологии в Гарвардском, Вашингтонском и др. ун тах. Представитель социологич. позитивизма. Д. исходит из субъективно идеалистич. гносеологии операционализма, отвергает объективное… …   Философская энциклопедия

  • ДОДД — Дирекция по организации дорожного движения ГУ организация Источник: http://www.dp.ru/lastnumber.php?number=1590&id rub=18#18 …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Додд К. — Крис Додд Кристофер Джон Додд (англ. Christopher Dodd; род. 27 мая 1944)  американский политик, сенатор США от штата Коннектикут (с 1981), председатель банковского комитета, сын бывшего сенатора от Коннектикута Томаса Додда. Член демократической… …   Википедия

  • Додд Уильям — ДОДД (Dodd) Уильям (1729 77), англ. проповедник и поэт. Приговоренный к повешению за подделку векселя, написал покаянную поэму «Мысли в тюрьме» («Thoughts in prison», 1777; рус. пер. П. И. Богдановича «Размышления Додда и сетования его в темнице» …   Лермонтовская энциклопедия

  • Додд, Уэстли Аллан — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додд. Уэстли Аллан Додд Westley Allan Dodd Прозвище «Ванкуверский убийца детей», Дата рождения: 3 июля 1961 …   Википедия

  • Додд, Кристофер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додд …   Википедия

  • Додд, Стив — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додд. Стив Додд Steve Dodd …   Википедия

  • Додд, Лес — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додд. Лес Додд …   Википедия

  • Додд, Марта — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додд. Марта Додд Martha Dodd …   Википедия

  • Додд Кристофер — Крис Додд Кристофер Джон Додд (англ. Christopher Dodd; род. 27 мая 1944)  американский политик, сенатор США от штата Коннектикут (с 1981), председатель банковского комитета, сын бывшего сенатора от Коннектикута Томаса Додда. Член демократической… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»