ИЛАРИОН

ИЛАРИОН

    (Владимир Алексеевич Троицкий), архиеп. (1886–1929), рус. правосл. богослов. Род. в с.Липицы Моск. губ., в семье священника. В

    1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра за труд «Очерки по истории догмата о Церкви» (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был э. орд. проф. по Свящ. Писанию НЗ (с 1913) и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917–18, на к–ром выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан в 1920 во еп.Верейского, викария Моск. епархии. С 1923 архиепископ. Был репрессирован. Скончался и погребен в Ленинграде.

    И. приобрел популярность как вдохновенный проповедник и выдающийся экклезиолог. В своих трудах он стремился начертать идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Св.Духа. В тесной связи с экклезиологией стоит и очерк И. «Священное Писание и Церковь» (М., 1914), в к–ром намечены общие контуры правосл. учения о Библии. И. противопоставил его школьному взгляду о «двух источниках Откровения» и протестантской *библиолатрии (см. ст.: Предание и БИБЛИЯ; Церковь и библия). Протестантизм, особенно либеральный, делал ударение на религ. — этич. учении, к–рое изложено в Библии; между тем, как отмечает автор, Христос и Его АПОСТОЛЫ проповедовали не новую доктрину, а новое бытие. Основные понятия веры новозав. благовестие берет из ВЗ, к–рый был признан Церковью «с самого начала». «В смысле учения НОВЫЙ ЗАВЕТ ничего нового по существу, с о в е р ш е н н о н о в о г о не дает». Новым является факт Воплощения и благодатная жизнь во Христе и в Духе, т. е. жизнь в Церкви. Поэтому нельзя отсекать Библию от Церкви. Церковь, основанная Богочеловеком, есть первичная реальность. «Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного ПИСАНИЯ Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами уже после: в течение более нежели полустолетия от начала исторического бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего устного благовествования. Написали они для Церкви уже существовавшей». Из этого факта вытекают суждения И. о концепциях протестантизма и отечественного школьного богословия. Ошибка протестантизма в забвении того, что «Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной», что оно «явилось в недрах Церкви». Протестантизм признает боговдохновенным *канон Библии, но ведь и само «понятие обязательного канона Священного писания есть понятие исключительно церковное, совершенно неотделимое от Церкви». Отделение Библии от церк. традиции создает произвол в понимании смысла Слова Божьего. «Если нормы церковные отвергнуты, то человек остается с Писанием, так сказать, наедине и при истолковании Писания каждому нужно руководиться своим так называемым здравым смыслом». Но этот критерий крайне ненадежен. Столь же спорно, по И., искусств. разделение источников вероучения. Писание и *Предание Священное едины. «Не потому Церковь имеет истинное вероучение, что она берет его из Священного Писания и Священного Предания, а только потому, что она есть именно Церковь Бога живого». На границе экклезиологии и библиологии стоит и работа И. «Краеугольный камень Церкви (Мф 16:13–18)», посвященная обетованию Господа ап.Петру («В память столетия МДА», сб. ст., Серг. Пос., 1914). В ней автор приходит к выводу, что «вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан». Взгляды И. на Церковь и Писание не были до конца разработаны, но оказали влияние на дальнейшее развитие богосл. мысли Православия. В инославии идея единства Писания и Предания нашла отражение в документах II *Ватиканского собора.

     Ветхозав. пророч. школы, ВиР, 1908, № 18–20; Основные начала ветхозав. священства и пророчества, там же, 1909, № 9; Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету, БВ, 1911, № 7–8; Рец. на кн.: (Д.В.Рождественский. «Учебное руководство по Свящ. Писанию», ч.1, Пг., 1915) БВ, 1915, № 4; Вифлеем и Голгофа, «Отдых христианина», 1916, № 12.

     В о л к о в С.А., Архиеп. И. (Троицкий), «Вестник РХД», 1981, № 134; М а н у и л, РПИ, т.3, с.211.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИЛАРИОН" в других словарях:

  • ИЛАРИОН — (Ларион), первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051 1054 или 1055). Смещённый с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти князя Ярослава Мудрого (1054), вероятно, удалился в Киево Печерский монастырь.… …   Русская история

  • ИЛАРИОН —     ИЛАРИОН (сер. 11 в.) древнерусский писатель, мыслитель, церковно политический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под 1051 г. “Повесть временных лет” сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом …   Философская энциклопедия

  • Иларион — а, муж.; народн. Ларион, а; разг. Илларион, а; прост. к Ларивон, а.Отч.: Иларионович, Иларионовна; разг. Иларионыч.Производные: Иларионка; Ила; Ларионка; Лариоха; Лариоша; Ларя (Лара); Ларюха; Ларюша.Происхождение: (От греч. hilaria… …   Словарь личных имен

  • ИЛАРИОН — ИЛАРИОН, древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских (с 1051). В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Руси …   Современная энциклопедия

  • ИЛАРИОН — древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В Слове о законе и благодати с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иларион — I Ларион, первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051 1054/1055). Смещённый с кафедры патриархом Константинопольским после смерти Ярослава Мудрого, вероятно, удалился в Киево Печерский монастырь. Сочинение Илариона «Слово о Законе и… …   Энциклопедический словарь

  • Иларион — митроп. киевский. Сведения о нем скудны. Известно только,что он был родом русский, одно Время был священником в княжеском селеБерестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию иподвижнической жизни, И. скоро приобрел… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Иларион — ИЛАРИОН, древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских (с 1051). В “Слове о законе и благодати” с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Руси.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иларион — Об имени см.: Илларион. Иларион  правильная форма транслитерации мужского имени греч. Iλαρίων («тихий», «радостный»). Иларион (Алфеев) (род. в 1966)  митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Отдела внешних… …   Википедия

  • Иларион — (в миру Троицкий Владимир Алексеевич) (1886, село Липицы Каширского уезда Тульской губернии — 1929, Ленинград), архиепископ, православный богослов и церковный историк. Родился в семье священника, два его брата также стали священниками — …   Москва (энциклопедия)

  • Иларион — (кон. X нач. XI в. ок. 1054/1055)    идеолог древнерус. христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор Слова о законе и благодати и ряда др. произв. И. старейший из отечественных… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»