МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

    прп. (кон.4 — первая треть 5 в.), грекоязычный егип. подвижник и писатель, автор 50–ти «Духовных бесед». Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло М. с прп. Макарием Египетским (ок. 300 — ок. 390), однако мн. исследователи, начиная с *Землера, ставили это под сомнение, т. к. в «Лавсаике» Палладия и др. источниках, относящихся к Макарию Египетскому, о нем не говорится как об авторе «Бесед». В любом случае М. писал до *Дионисия Ареопагита, иначе в его книге должны были бы найти отражение идеи «Ареопагитик».

    «Беседы» теснейшим образом связаны с Библией, к–рую М. толкует аллегорически. Предпочтение иносказательной экзегезы, по словам архим. Киприана (Керна), «может быть отчасти объяснено влиянием близкой Александрии с ее аллегорич. восприятием Свящ. ПИСАНИЯ, традицией Филона, памятью об Оригене и под., но что так же точно

    имеет свои корни в монашеской жизни самой пустыни». М. стоит на позициях библ. *антропоцентризма. «Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей… Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: «Сотворим по образу и подобию Нашему» (Быт 1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу» («Беседы», 15,20). Человеку присущи два аспекта образа Божьего. Первый — естественный, включающий способности человека, в том числе и его свободу; второй — «небесный», помраченный Грехопадением и восстанавливаемый благодатью. Для М. все заповеди и повествования Библии касаются внутреннего пути души. Драма, в к–рой разворачивается история падения, спасения, созидания народа Божьего, преобразует индивидуальный путь верующего. В 47–й беседе, «Иносказательное истолкование того, что было под Законом», М. пишет: «Во всем прежнем были образы и сени сих истинных вещей. Ибо и ветхозаветное богослужение было сению и образом нынешнего богослужения. И обрезание, и скиния, и кивот, и стамна, и манна, и священство, и фимиам, и омовение, и вообще все, что было у израильтян и в Законе Моисеевом или у Пророков, — было ради сей души, по образу Божию созданной и подпадшей игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы». Сказания о том, как праведники ВЗ испытывались долгим ожиданием, соответствует необходимости для души долго готовиться к принятию благодати (там же, 9). Восприняв благодать, душа становится духовным ковчегом Божьим. Именно в этом ключе М. объясняет видение прор.Иезекииля. В частн., он пишет, что «четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души», к–рая «соделалась Божьим престолом». Иными словами, обожение человека начинается тогда, когда «Сам Христос и носим бывает душою, и водит ее» (Беседа 1, «Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем», 2).

     M i g n e. PG, t.34; в рус. пер.: Преп. отца нашего М. Египетского Духовные беседы, ПОСЛАНИЯ и слова, Серг.Пос., 19044.

     Б р о н з о в А.А., Преп.М. Египетский, его жизнь, творения и нравств. мировоззрение, СПб., 1899, т.1; архим.*Г р и г о р и й (Борисоглебский), Возрождение по учению преп.М. Египетского, Серг.Пос., 1892; иерод.О н у ф р и й, Мистика преп. М. Египетского. «Учено–богосл. и церк. — проповеднич. опыты студентов КДА», 1914, вып.XII; [прот.*П а в с к и й Г.], Краткие историч. сведения о св.М. Египетском и св. М. Александрийском, ХЧ, 1821, ч.2; архим.П а л л а д и й (ДОБРОНРАВОВ), Новооткрытые сказания о преп.М. Великом по коптскому сборнику, Каз., 1898; *Т у р а е в Б.А., Эфиопское аскетич. послание, приписанное св.М. Египетскому, «Христианский Восток», 1915, т.4, вып.2; Q u a s t e n, Patr., v.1, p.161–66 (там же приведена иностр. библиогр.); см. также ст. Святоотеческая экзегеза.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ" в других словарях:

  • МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ — или Египетский (ок. 300 ок. 390), христианский монах отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдаленной пустыне Египта. Сочинения нравственно аскетического и нравоучительного характера. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля), в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Макарий Великий — В Википедии есть статьи о других людях с именем Макарий (значения). Макарий Великий …   Википедия

  • Макарий Великий — (301 391)    преподобный, родился в Египте. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца… …   Православие. Словарь-справочник

  • Макарий Великий — или Египетский (около 300  около 390), христианский монах отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдалённой пустыне Египта. Сочинения нравственно аскетичного и нравоучительного характера. * * * МАКАРИЙ Великий МАКАРИЙ Великий (Макарий Египетский)… …   Энциклопедический словарь

  • МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ — Египетский, пресвитер (ок. 293 391), родился в Египте в семье христианского священника. Его родители носили библейские имена Авраам и Сарра. Подобно ветхозав. праотцам, Авраам и Сарра долгое время были бесплодны. О рождении сына священнику было… …   Русская история

  • Макарий Великий — или Египетский (301 391) отец церкви; сын пастуха близ Фив, сам сначала пас стада. Пастушество развило в нем склонность к уединению; он поселился в уединенной келии, где занялся исключительно молитвой и для добывания пропитания плетением корзин.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Макарий Великий — МАКÁРИЙ ВЕЛИ́КИЙ, или Египетский (ок. 300 – ок. 390), христ. монах отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдалённой пустыне Египта. Сочинения нравств. аскетич. и нравоучит. характера …   Биографический словарь

  • Макарий Великий — (301 391). В молодости пас стада и жил в уединении до 30 лет; достигши 30 лет. возраста, М. удалился в отдаленную пустыню Египта. Слава о его кротости и смирении привлекала к нему множество людей, для которых его поставили в пресвитеры. Оставил… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или ЕГИПЕТСКИЙ — (300 390) ученик св. Антония, христ. аскет. 60 лет прожил в пустыне. Ему приписывают более 50 бесед, составленных в форме диалога, нравоучительных по своему содержанию. В них дается мистич. оправдание аскетизма …   Атеистический словарь

  • Макарий Египетский — Макарий Великий родился ок. 300 года умер 391 года почитается …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»