МАКАРИЙ Глухарев

МАКАРИЙ Глухарев

    (Михаил Яковлевич Глухарев), архим. (1792–1847), рус. правосл. подвижник, миссионер, переводчик Библии. Род. в семье священника в г.Вязьме, Смоленской губ. Начальную школу прошел в доме отца, образованного и доброго пастыря. Тягостное впечатление на чуткого мальчика произвел контраст между домашней атмосферой и бурсацкими нравами училища в Смоленске, куда М. поступил восьми лет. Однако он продолжал учебу и в 1813 окончил Смоленскую ДС. Положительную роль в его воспитании сыграла семья образованного помещика, у к–рого он жил в дни Отечественной войны 1812. В Петерб. ДС и ДА, к–рую М. окончил в 1817, он проявил блестящие дарования и широту интересов. В это время началось его сближение с митр.*Филаретом (Дроздовым), оценившим его умств. и нравств. качества. М. почти ежедневно открывал Филарету свои мысли и до конца дней сохранил к нему любовь и уважение. Святитель ограждал ученика от чрезмерного увлечения мистицизмом, но не запрещал знакомиться с зап. литературой. Это знакомство, так же как встреча с *квакерами (1819), сформировали у М. экуменич. подход к инославию. Как отмечает прот.Г.Флоровский, будущий миссионер относился к другим исповеданиям «с пытливым благожелательством». М. хорошо знал европ.

    и древние языки и по окончании ДА преподавал их в Екатеринославской и Костромской семинариях. Там же решил принять монашество. М. был пострижен в 1818 и тогда же рукоположен в иеромонахи, а в 1821 возведен в сан архимандрита. Не желая мириться с семинарскими порядками и чувствуя сильное недомогание, М. в 1826 ушел на покой. Он поселился в Глинской пустыни, где занялся переводами правосл. подвижников, а также зап. авторов, напр., книги Терезы Авильской.

    В 1829 М. откликнулся на призыв Свят. Синода, искавшего работников для миссионерской проповеди в Сибири. Почти 20 лет проповедовал М. среди язычников–алтайцев, изучил их язык, овладел медицин. и сельскохозяйств. знаниями, чтобы помочь инородцам преобразовать их быт. За это время он крестил ок. 600 алтайцев и завоевал их любовь и преданность. «В частной своей жизни, — пишет его биограф, — Макарий до кончины остался… строгим аскетом и кабинетным тружеником. Спал он очень мало, да и то на пустом диване или голой кроватке без подушки». Митр. Филарет называл его «истинным слугой Христа Бога». В 1839 М. подал в Свят. Синод спец. записку «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе» (М., 1894), в к–рой предлагал создать особый миссионерский ин–т в Казани.

    Апостольские труды привели М. к мысли о необходимости довести до конца работу по переводу Библии на рус. язык, начатую *Российским библ. обществом. Он послал доклад на эту тему в Синод через митр. Филарета. Но тот, зная, что правительство, недавно запретившее Российское библ. общество, относится к этой идее отрицательно, не дал докладу хода. Тем не менее архимандрит не отказался от своей идеи и задумал осуществить ее собств. силами. В 1834 он перевел с евр. языка Кн.Иова, а затем Кн.Иисуса Навина, и переводы с сопроводительными докладами послал в Петербург. Главным аргументом докладов М. были изменения в рус. языке, к–рый все больше удалялся от славянского. «Язык славянский, — писал он, — сделался мертвым, на нем никто у нас не говорит и не пишет». Кроме того, по его словам, «российская словесность достигла уже того возраста зрелости, когда русская Церковь может и поэтому должна иметь полную Библию на русском языке». Возможные контраргументы людей, боявшихся соблазна, М. отклонял ссылкой на ап. Павла, к–рый знал, что Евангелие Христово может быть неправильно понято. «Но это не воспрепятствовало св. Павлу, — писал М., — проповедовать слово о кресте Господа нашего Иисуса Христа, которое для одних казалось безумием, а для других было соблазном, между тем как верующие находили в нем силу Божию и Божию премудрость». Ни доклад, ни переводы М. не имели ни отклика, ни последствий. Огорченный этим, М. стал писать уже в более резком тоне. В письме на имя царя он связывал стихийные и обществ. катастрофы с грехом тех, кто отдалял Библию от народа. «Неужели Слово Божие, — восклицал он, — в облачениях славянской буквы перестает быть Словом Божиим в одеянии российского наречия?» На сей раз последовала реакция репрессивная. М. обвинили в гордыне и передали в распоряжение Томского архиерея, к–рый наложил на него епитимью: 40 дней служить литургию за «предоставление правительству мыслей и желаний своих в рассуждении полной Библии на российском языке в переводе с оригиналов». М. был искренне РАД такому «наказанию». В 1844 его отстранили от миссионерской работы и направили в Троицкий м–рь Орловской епархии. Раздобыв перевод прот.*Павского — своего старшего товарища по академии и затем учителя — он сличал с ним свои новые переводы. Исправленный текст был снова послан в Синод. Одну за другой он переводил книги ВЗ и, когда работа была закончена, задумал издать ее за рубежом. В 1846 с большим трудом М. выхлопотал себе командировку в св. землю. Но в это время его сразил смертельный недуг. Последними словами подвижника были: «Свет Христов просвещает всех». После него не осталось ничего, кроме книг, бумаг и чернил.

    Труд М. не был предан забвению. Его перевод ВЗ был посмертно напечатан в журн. «Православное Обозрение» (1860–67), а впоследствии использован при работе над *син. переводом Библии.

     Письма архим. М. Глухарева, Каз., 1905.

     Г о р е в М.В., На службе Богу, СПб., 1905, ч.2; *Е в с е е в И.Е., Столетняя годовщина рус. пер. Библии, Пг., 1916; М а к а р о в а — М и р с к а я А., АПОСТОЛЫ Алтая, Харьков, 1909; Н и к о д и м (Кононов А.), Жизнеописания отечеств. подвижников благочестия 18 и 19 вв., М., 1908, май; Р и ж с к и й М., История переводов Библии в России, Новосибирск, 1978; Р о д о с с к и й, с.255–58 (там же приведена библиогр.); Х а р л а м п о в и ч К.В., Архим. М. Глухарев, По поводу 75–летия Алтайской миссии, ХЧ, 1905, № 9–11; *Ч и с т о в и ч И.А., История перевода Библии на рус. язык, СПб., 18992.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МАКАРИЙ Глухарев" в других словарях:

  • МАКАРИЙ (Глухарев) — МАКАРИЙ (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792 1847), русский православный монах, миссионер. В 1830 43 в миссии на Алтае перевел на алтайские языки (см. АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ) библейские и богослужебные тексты. Перевел также на русский язык с… …   Энциклопедический словарь

  • Макарий (Глухарев) — Архимандрит Макарий (в миру  Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 15 мая 1847)  российский православный миссионер, переводчик Библии. Обладал редкими способностями к языкам. В возрасте семи лет уже мог переводить короткие тексты с русского на… …   Википедия

  • Макарий Глухарев — (в миру Михаил Яковлевич) знаменитый русский миссионер, род. в 1792 г. в Вязьме, сын священника; учился в Смоленской семинарии и СПб. дух. акд. В Екатеринославе, куда он был назначен на должность профессора и инспектора семинарии, архиепископ Иов …   Большая биографическая энциклопедия

  • Макарий (Глухарев) — I (в мире Михаил Яковлевич Глухарев) знаменитый русский миссионер, род. в 1792 г. в Вязьме, сын священника; учился в Смоленской семинарии и СПб. дух. акд. В Екатеринославе, куда он был назначен на должность профессора и инспектора семинарии,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Макарий (Глухарев) (дополнение к статье) — Макарий (в мире Михаил Яковлевич Глухарев). О нем: М. Макаревский,. Жизнеописание архимандрита М. (Михаила Глухарева), основателя алтайской миссии (СПб., 1892); М., архим., основатель алтайской духовной миссии. Письма (ч. 1,Томск, 1903); М.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Макарий Глухарев — (1792 1847) архимандрит, знаменитый русский миссионер просветитель народов Алтая …   Православный энциклопедический словарь

  • Макарий (Глухарев, Мих. Яковл.) — миссионер, с. свящ. г. Вязьмы, р. 30 окт. 1792, архимандр. Алтайский, † 18 мая 1847. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Макарий (Глухарёв) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем Макарий и фамилией Глухарёв. Преподобный Макарий …   Википедия

  • Макарий (Михаил Яковлевич Глухарев) — Архимандрит Макарий (в миру  Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 15 мая 1847)  российский православный миссионер, переводчик Библии. Обладал редкими способностями к языкам. В возрасте семи лет уже мог переводить короткие тексты с русского на… …   Википедия

  • Макарий (Михаил Яковлевич Глухарев) — знаменитый миссионер алтайский и переводчик Библии (1792 1847). Уже на студенческой скамье поставил себе задачу перевести весь Ветхий Завет с еврейского на русский язык. В 1829 г. он уехал в Сибирь на дело миссии. Здесь он работал над обращением… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»