ШКОЛЫ В БИБЛЕИСТИКЕ

ШКОЛЫ В БИБЛЕИСТИКЕ

    направления в библ. науке, сложившиеся среди христ., иудейских и внеконфессиональных толкователей от древности до наст. времени. Ш. в библеистике характеризуются предпочтением тех или иных методов *герменевтики и *экзегезы, что определялось различ. факторами: культурными традициями, вероисповедными установками, влиянием авторитетных ученых и филос. — богосл. доктрин. Чаще всего Ш. возникали в к. — л. одном центре, распространяя оттуда свои идеи. Границы между Ш. не всегда можно провести с достаточной четкостью, т. к. они часто находились в тесном взаимодействии. Среди христ. Ш. одни имели строго церк. характер и признавались в Свящ. *Предании равноправными, другие, напротив, отражали воззрения, к–рые частично или полностью уклонялись от церк. учения. Ниже приводится перечень лишь основных Ш. в библеистике.

    Христианские Ш. святоотеч. периода (2–5 вв.).

    1. Гностические Ш. зародились во 2 в. в Египте и Сирии. Были отвергнуты Церковью как противоречащие ее учению. Эти Ш. повлияли на *манихейство и др. системы *дуализма.

    2. *Александрийская Ш. экзегезы. Сформировалась во 2 в. в катехизич. училище Александрии. Гл. особенность этой Ш. — использование *аллегорич. метода толкования Библии. Основатели: *КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ и *ОРИГЕН. Последний был родоначальником научно–филологич. методов исследования библ. текста.

    3. *Антиохийская Ш. экзегезы возникла в 3 в. Основателем ее считается сщмч.*Лукиан. Ш. уделяла гл. внимание букв., историч. смыслу Библии. Крупнейшие представители Ш.: свт.*ИОАНН ЗЛАТОУСТ, *ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ, *ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ, блж.* ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ.

    4. Каппадокийская Ш., представленная гл. обр. свт.*Василием Великим и свт. Григорием Богословом, стремилась примирить крайности александрийцев и антиохийцев.

    5. Сирийские Ш. Эдессы и Нисибина. Возникли в 4 в. По своим принципам наиболее близки к Антиохийской Ш. Крупнейшие представители: прп.*ЕФРЕМ СИРИН, *Нарсай Эдесский, *РАББУЛА (см. ст. Эдесская Ш. экзегезы).

    6. Латинская Ш. не была связана с к. — л. одним центром. Представители ее жили в Африке (*ТЕРТУЛЛИАН, блж.*АВГУСТИН), в Италии (свт.*ИППОЛИТ РИМСКИЙ, свт.*АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ) и в Балканских землях (блж.*ИЕРОНИМ). Лат. экзегеты, подобно каппадокийским, занимали среднюю позицию между толкователями Александрии и Антиохии.

    Ср. — век. христианские Ш. (5–15 вв.).

    1. Византийскую экзегетич. Ш. отличали три осн. черты: а) внимание к догматич. проблемам; б) собирание воедино святоотеч. толкований (См. КАТЕНЫ); в) тесная связь экзегезы с аскетикой. Гл. представители: свт.*АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ, *ЭКУМЕНИЙ Трикский, прп.*МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, свт.*ФОТИЙ Константинопольский, прп.*СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, блж.*ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, *ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН и др.

    2. Раннеср. — век. лат. экзегеза носила преимущ. гомилетич. характер с ориентацией на святоотеч. толкования. Гл. представители: *АЛКУИН, *БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ, свт.*ГРИГОРИЙ Великий, *ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, *КАССИОДОР, *РАБАН МАВР и др.

    3. Католич. ср. — век. экзегетика развивалась гл. обр. в монастырских Ш. (Сен–викторской, Сен–шерской и др.), а также при ун–тах (Парижском и др.). Гл. представители: *ГУГО СЕН–ВИКТОРСКИЙ, Бернар Клервоский, *ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ и др. Критич. проблемы библеистики были в этот период затронуты *Абеляром.

    4. Ш. *схоластической ср. — век. экзегезы характеризовалась стремлением к систематизации и четкому определению различных смысловых пластов ПИСАНИЯ (АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, *ФОМА АКВИНАТ и др.).

    5. Католич. ср. — век. мистич. Ш. возродила аллегоризм александрийцев, толкуя Библию в мистико–иносказат. плане (*Иоахим Флорский, Бонавентура, Рейсбрук, Таулер, *ЭКХАРТ и др.).

    Ш. эпохи Ренессанса, Реформации и католич. Реформы (15–17 вв.).

    1. Ш. гуманистов. Вернулась к традициям Оригена и блж.Иеронима, сосредоточившись на историко–филологич. аспекте экзегезы (Л.Валла, *ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ и др.; см. ст. Ренессансная БИБЛЕИСТИКА).

    2. Ш. *социнианской экзегезы развивала тенденции древнего арианства и историко–филологич. методы толкования.

    3. Контр–реформационная католич. экзегеза. Сложилась в эпоху *Тридентского собора. Полемич. острие трудов этой Ш. было нацелено против Реформации. Одновременно библеисты этого направления усовершенствовали научный аппарат экзегетики (*Каетан, *СИКСТ СИЕНСКИЙ, *БЕЛЛАРМИНО, *ЭСТИЙ и др.).

    4. Арминианская протестантская Ш. вела свое начало от *Арминия. Гл. представители: *ГРОЦИЙ, *ЛЕКЛЕРК.

    Рационалистич. Ш. различных направлений (17–20 вв.).

    1. Ш. классич. *рационализма в библеистике. Его представители в своих воззрениях колебались от радикального протестантизма (*ЗЕМЛЕР, *ЭРНЕСТИ, *ПАУЛЮС и др.) до пантеизма (*СПИНОЗА) и деизма (*ТОЛАНД, *РЕЙМАРУС, *ЛЕССИНГ).

    2. *Либерально–протестантская Ш. экзегезы опиралась на философию И.Канта и неокантианство. Гл. представители: *ШЛЕЙЕРМАХЕР, *РИЧЛЬ, *ГАРНАК и др.

    3. *Тюбингенская Ш. исходила из философии *Гегеля. Рассматривала историю НЗ и paннeгo христианства как историю борьбы противоположных тенденций, к–рая завершилась их примирением. Главой школы был *БАУР. К этому же направлению частично примыкал и *ШТРАУС.

    4. *Ритуально–историч. Ш. получила начало в англ. библеистике (*СМИТ У.Р.), но развивалась преимущ. в *скандинавской библеистике. Согласно взглядам этой Ш., письменная традиция Библии коренится в *богослужении.

    5. *Эсхатологическая Ш. в библеистике (*ВАЙСС И., *ШВЕЙЦЕР А.) утверждала, что одной из определяющих тем в НЗ была *эсхатология, восходящая к учению *пророков и *апокалиптич. лит–ре.

    6. Мифологич. Ш. выводила Ветхий и НОВЫЙ ЗАВЕТ из восточной и античной мифологии (*ДРЕВС, *панвавилонизм) (см. ст. Мифологич. теория).

    7. *Религиозно–историч. Ш. либерального протестантизма рассматривала историю библ. религии в контексте всеобщей истории религии. Для этой Ш. был характерен *исторический эволюционизм. Особой ее ветвью являлась Ш. *Велльхаузена.

    Протестантские ортодоксальные Ш. (19–20 вв.).

    Представители этих Ш., сохраняя особенности, свойственные протестантскому вероучению, отстаивали традиционные для всего христианства истины (*боговдохновенность Свящ. писания, Богочеловечество Христа, идею свящ. истории как Божественного Домостроительства и т. д.). Нек–рые из этих библеистов полностью отрицали выводы *новой исагогики (*фундаментализм), но большинство частично их принимало, придерживаясь умеренного критицизма и избегая скороспелых гипотез. Среди ортодоксально–протестантских Ш. выделяются три главных.

    1. Немецкая (*НЕАНДЕР, *ХЕНГСТЕНБЕРГ, *ТОЛУК, *ХОФМАНН, *ЛЮТАРД, *БАРТ и др.).

    2. Англо–американская (*ШАФФ, *ФАРРАР, *ГЕЙКИ и др.).

    3. Французская (*ПРЕССАНСЕ, *Навиль и др.).

    Православные Ш. 19–20 вв.

    1. Русская правосл. Ш., придерживавшаяся *старой исагогики (митр.*ФИЛАРЕТ Дроздов, *Бухарев А., еп.*МИХАИЛ Лузин, *ЛОПУХИН и др.; см. ст. РУССКАЯ БИБЛЕИСТИКА).

    2. *Русская библейско–историч. Ш., сочетавшая правосл. подход к Писанию с принятием основных выводов *новой исагогики (прот.*ПАВСКИЙ, *ТРУБЕЦКОЙ, *ТУРАЕВ, *КАРТАШЕВ, прот.*КНЯЗЕВ и др.).

    3. Греч. Ш. *Велласа. По своим принципам близка к рус. библейско–историч. школе.

    Католические Ш. 19–20 вв.

    1. Ш. *ВИГУРУ, придерживавшаяся принципов *старой исагогики.

    2. Ш. католического *«модернизма», сблизившаяся с либеральной школой протестантов.

    3. Франц. *Иерусалимская библ. Ш., к–рой руководил *ЛАГРАНЖ. В наст. время является господствующей в католич. библеистике. По установкам родственна рус. библейско–историч. школе.

    Иудейские и иудаистские школы.

    1. Палестинская Ш. *раввинистической экзегезы. Сложилась в *МЕЖДУЗАВЕТНЫЙ ПЕРИОД гл. обр. среди *фарисеев, *таннаев и создателей *таргумов. Основное внимание толкователей этой Ш. было направлено на проблемы, связанные с *галахой.

    2. Александрийская Ш., возникшая во 2 в. до н.э. Использовала аллегорич. метод толкования. Важнейший представитель — *ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Исчезнув во 2 в. н.э., Ш., однако, оказала влияние на ср. — век. *каббалу.

    3. Вавилонская Ш., сложившаяся в Месопотамии в первые вв. н.э. Так же, как и Палестинская, интересовалась гл. обр. обрядовой стороной толкования.

    4. Ср. — век. раввинистич. Ш. сочетала внимание и к иносказательной, и к буквальной интерпретации ВЗ (*АБРАБАНЕЛЬ, *МАЙМОНИД). Стремилась к систематизации вероучения иудаизма.

    6. Ш. *либерально–иудаистской экзегезы восходит к идеям *Мендельсона (*КЛАУЗНЕР и др.). В определ. смысле к этой Ш. примыкает *БУБЕР.

    Ш. 20 в., имеющие интерконфессиональное значение.

    Эти Ш. сложились в рамках различных протестантских деноминаций, однако в той или иной мере распространили свое влияние на правосл. и католич. экзегетику.

    1. *«Истории форм» Ш. Исследует историю дописьменной библ. традиции (*ГУНКЕЛЬ, *БУЛЬТМАН, *ДИБЕЛИУС и др.).

    2. *«Истории редакций» Ш. (*БОРНКАММ, *КОНЦЕЛЬМАНН, *МАРКСЕН). Изучает особенности богословия каждого из свящ. писателей и их отражение в Библии.

    3. «Балтиморская Ш.», основанная *Олбрайтом, выступает против историч. скептицизма, опираясь на новейшие данные библ. *археологии (*БРАЙТ, *РАЙТ и др.).

    4. Ш. *«канонического» метода экзегезы, основанная *Чайлдзом. Изучает Писание в целостном контексте всего *канона.

    Нек–рые из наиболее радикальных Ш. (напр. мифологическая) в наст. время фактически исчезли; другие вынуждены были смягчить крайности своих воззрений. Мн. Ш. дополняют друг друга, а нек–рые, исчезнув, оставили тем не менее свой след в работах дальнейших поколений библеистов.

     Д ь я к о н о в А.И., Типы высшей богословской Ш. в древней Церкви III–IV вв., ХЧ, 1913, № 4, 5; П р е о б р а ж е н с к и й В. (еп. Василий), Вост. и зап. Ш. во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим и древне–христианским, СПб., 1881; С h m е е l J., Biblijne szkоlу, Enc.Kat., t.2; проч. рус. и иностр. библиогр. см. в ст.: ИСАГОГИКА; Историко–литературная критика; Экзегетика и в ст. об отдельных Ш. и экзегетах.


Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. . 2002.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ШКОЛЫ В БИБЛЕИСТИКЕ" в других словарях:

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В БИБЛЕИСТИКЕ — попытка рассматривать развитие библейской религии как естественный процесс совершенствования, подчиненный только общим законам истории. Эта т. зр. возникла не в результате непосредств. изучения Свящ. ПИСАНИЯ, а как дань определ. филос. доктринам… …   Библиологический словарь

  • ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В БИБЛЕИСТИКЕ — Термином Ф. принято обозначать воззрения ряда протестантских деноминаций, к–рые стремятся противопоставить всем видам модернизма и идеям *либерально–протестантской школы экзегезы верность основным догматам христианства. Начало Ф. было положено в… …   Библиологический словарь

  • ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В БИБЛЕИСТИКЕ — направления в библ. науке, рассматривающие *эсхатологию как определяющий элемент новозав. учения. Э.ш. возникла в качестве реакции на попытки богословов *либерально–протестантской школы экзегезы превратить Евангелие в адогматич. нравств. кодекс.… …   Библиологический словарь

  • ПФЛЯЙДЕРЕР — (Pfleiderer) ОТТО (1839–1908), нем. протестантский богослов и исследователь НЗ. Род. в Штеттене; учился в Тюбингенском ун–те. Проф. систематич. богословия в Иенском (с 1870) и Берлинском (с 1875) ун–тах. Примыкал к правогегельянскому направлению …   Библиологический словарь

  • ТРУБЕЦКОЙ — Сергей Николаевич (1862–1905), рус. правосл. религиозный философ, публицист и обществ. деятель. Род. в Московской губ. в интеллигентной семье княжеского происхождения. Уже в гимназич. годы, увлекшись философией, испытал влияние позитивизма и… …   Библиологический словарь

  • Сатана — См. также: Сатана (значения), Дьявол (значения), Шайтан и Чёрт …   Википедия

  • Монолатрия — (греч. μόνος  один, греч. λατρεία  культ) (тоже самое, что и генотеизм[1] и катенотеизм[2])  система представлений в политеизме, основанных на вере во множество богов с одним богом лидером …   Википедия

  • СМИТ У. — (Smith) Уильям Робертсон (1846–94), шотл. пресвитерианский библеист, историк религии. Высшее образование получил в шотл. и нем. ун–тах. В 1870 стал проф. вост. языков и ветхозав. экзегетики в Абердинском колледже. В 1875 вошел в состав комиссии… …   Библиологический словарь

  • СРАВНИТЕЛЬНО–РЕЛИГИОЗНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ — изучение Библии и библ. учения в сравнении с др. религиозными памятниками и доктринами. Ветхозав. религия рассматривала *ПОЛИТЕИЗМ с т. зр. абсолютно негативной, т. к. ей приходилось вести с ним длительную и упорную борьбу. Однако в эллинистич.… …   Библиологический словарь

  • ВИГУРУ — [франц. Vigouroux] Фулькран Грегуар (13.02.1837, Нант 21.02.1915, Париж), франц. католич. библеист апологет. Богословское образование получил в семинарии в Бельмоне. После вступления в монашескую общину сульпициан посвящен в сан 21 дек. 1861 г. В …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»