- ТРУДНЫЕ МЕСТА БИБЛИИ
-
речения и *нарративные части Библии, к–рые содержат *противоречия, расхождения или не имеют в экзегетике однозначных объяснений и толкований. Т.м.Б. могут быть подразделены на неск. категорий.
1. Проблема сюжетных повторов (*дублеты и *триплеты). С т. зр. *историко–литературной критики библейской она может быть решена гипотезой о нескольких *источниках, к–рые использовали свящ. авторы.
2. Проблема стилистических, содержательных и вероучительных различий внутри одной библ. книги (напр., в Ис и Зах). Эта проблема предположительно решается гипотезой о нескольких боговдохнов. авторах, ПИСАНИЯ к–рых объединены в одной книге.
3. Намеки на обстоятельства и обычаи, смысл к–рых в наст. время утрачен (напр., запрет Исх 34:26 варить козленка в молоке его матери).
Эта категория трудностей нередко устраняется благодаря открытиям в области библ. *археологии (см. ст.: РИТУАЛЬНЫЙ ДЕКАЛОГ; УГАРИТ).
Кроме того, существует множество частных вопросов, к–рые до сих пор остаются открытыми и не нашли окончат. и бесспор. разрешения. Ниже приводится неск. примеров таких Т.м.Б.
а) Как совместить *моногамию, заповеданную Быт 2:18–25, с общепринятой в начальный период израил. истории полигамией?
б) Из Быт 4:1–16 можно заключить, что у Адама и Евы вначале было лишь двое детей. В таком случае остается неясным, откуда Каин после своего удаления в землю Нод взял себе жену? Многие экзегеты объясняют это особым источником сказания о Каине (см. ст. ПЯТИКНИЖИЕ).
в) Что означает сказание о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» в Быт 6:1 сл.? Одни толкователи считают первых потомками Каина, а вторых — потомками Сифа. Другие предпочитают буквальное объяснение (см. ст. ПОЛИТЕИЗМ).
г) Как объяснить ряд числовых расхождений в ВЗ? (Напр., 2 Цар 24:9 и 1 Пар 21:5) (см. ст. ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ БИБЛИИ).
д) Как согласовать примитивную варварскую этику ранних эпох ВЗ с заповедями Божьими? (см. ст. ЭТИКА БИБЛЕЙСКАЯ).
е) Чем объяснить различия в двух генеалогиях Христа Спасителя в Мф и Лк (см. ст. Родословия Иисуса Христа).
ж) Как объяснить неточности в цитации ВЗ и НЗ? (см. ст. ТЕСТИМОНИИ).
з) Если после явления Христа *ЗАКОН теряет свою силу (Лк 16:16; РИМ 10:4), то почему Христос говорит о ценности для верных Его заповедей, даже «малейших»? (Мф 5:18–19; Мк 10:19). См. об этом святоотеч. комментарии (напр., свт.*Иоанна Златоуста на Мф, Беседа 16:3 сл.) и из новых — *Корсунского, *Трубецкого и *Олбрайта (там же приведена библиогр.).
и) Почему *СИНОПТИКИ опускают рассказ о таком важном чуде как воскрешение Лазаря?
к) Когда происходила Тайная Вечеря: в день пасхальной вечери или накануне? (см. ст. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ).
л) Почему в описании Тайной Вечери Иоанном нет «установительных слов», к–рые приводятся у синоптиков и ап.Павла?
м) Какова была подлинная надпись на Кресте Христовом? Евангелисты приводят текст по–разному.
н) Большие трудности представляют пасхальные рассказы евангелистов в плане установления последовательности событий.
о) Как согласовать повеление ап.Павла, чтобы женщины молчали в церк. собрании, с тем, что он же допускал пророчество, произносимое женщинами (1 Кор 11:5; 14:34–35)? (См. ст. ФЕМИНИЗМ И БИБЛИЯ).
п) Что означает пророчество Откр 20:3 о тысячелетнем Царстве Христовом на земле? Одни экзегеты (напр., блж.*АВГУСТИН) понимают это как период истории Церкви, а другие (напр., свт.*ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ) как действит. период времени в 1000 лет, когда силы зла на земле будут скованы (см. ст. ХИЛИАЗМ).
Т.м.Б., ставя перед комментаторами многообраз. экзегетич. задачи, ничего, однако, не меняют в основах библ. учения и не умаляют *боговдохновенности Свящ. писания (см. ст. Богочеловеч. природа Писания).
К о р с у н с к и й И., Новозав. толкование ВЗ, М., 1905; *С к а б а л л а н о в и ч М., Из Апостола (трудные места), К., 1911; Я с и н и ц к и й Г.Н., Апологетика Библии, 1937 (без м.); *G a l b i a t i E., P i a z z a A., Pagine difficili della Bibbia, Milano, 1954 (в рус. пер.: Трудные страницы Библии, М., 1992).
Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. Н.Ф. Григоренко, М.А. Мень. 2002.